Меню

Как определить эмоции человека. Как читать мысли людей: понять мысли и чувства по выражению лица

Электрооборудование

Предисловие к русскому изданию

Книга «Узнай лжеца по выражению лица» написана известным американским психологом Полом Экманом в соавторстве с Уоллесом Фризеном. Пол Экман - один из крупнейших исследователей человеческой мимики. Во всех современных учебниках психологии его имя упоминается в разделах, посвященных проблемам выражения эмоций. В этом издании отражены результаты работы многочисленных экспериментальных исследований П. Экмана и его сотрудников, проводившихся на сотнях людей в разных странах мира.

Лицо человека является изумительно организованным экраном, где через движения мимических мышц отражаются тончайшие движения души. Самое интересное, что, несмотря на индивидуальные и культурные различия между людьми, у всех нас существуют общие, генетически обусловленные программы того, как именно наши эмоции (радость, гнев, страх, удивление и т. д.) выражаются в виде сокращений совершенно определенных ансамблей мышц лица: лба, бровей, век, щек, губ, подбородка. Если вы принадлежите к виду Homo Sapiens, то по большому счету не важно, кто вы: австралийский абориген, африканский пигмей, белый европеец или американский индеец - общие схемы мимических движений лица при переживании той или иной эмоции будут принципиально схожими. И уже поверх этого сходства накладываются в процессе социализации культурные различия, которые тоже изучал Пол Экман. Так, например, радость у всех людей выражается улыбкой, но она будет разной у русского, американца и японца.

Общаясь с человеком, мы смотрим ему в лицо, поскольку чувствуем, что переменчивость лица отражает изменения в состоянии собеседника и его отношении к нам. Но одно дело - смотреть, а другое - видеть. Исследования Экмана показали, что люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды (это предел для нашего зрения). Обычно же наблюдательные люди могут распознать мины лица, длящиеся десятые доли секунды. Это как в романах: герой «увидел, как по лицу гостя пробежала тень легкого неудовольствия». Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет.

Умение читать человеческие лица необходимо каждому, но особенно психологам, педагогам, дипломатам, юристам, врачам, актерам, милиционерам, продавцам, то есть тем, кто работает с людьми. Именно для этих групп профессионалов Пол Экман создавал программы тренингов, обучающих быстро и точно различать эмоции человека по его мимике. Эти тренинги и практическая работа Экмана и его коллег позже легли в основу известного американского телесериала «Обмани меня, если сможешь», который теперь знаком и российским зрителям.

Книга, которую вы держите в руках, является практическим руководством для желающих научиться читать лица людей как открытую книгу. Собственно исследования Экмана и показали, что лицо самой природой предназначено для того, чтобы оповещать окружающих о настроении человека, и поэтому дает нам возможность правильно ориентироваться в отношениях с ним.

Искусству понимания мимики мы учимся с младенчества, но не у всех это хорошо получается. Книга Пола Экмана и Уоллеса Фризена предоставляет читателю уникальную возможность постепенно, шаг за шагом, освоить все тонкости этого нужного для жизни мастерства. У этой книги нет аналогов в мировой психологической литературе.

Издание снабжено прекрасным иллюстративным материалом и очень четкими доступными пояснениями. Возможно, кому-то будут особо интересны отдельные темы. Но тем, кто захочет достичь высокопрофессионального уровня чтения человеческой мимики, по мнению Пола Экмана, потребуется около 120 часов для детальной проработки всех заданий. Однако дело того стоит - ведь умение читать лица людей является основой искусства общения.

М. В. Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Благодарности

Мы выражаем признательность Национальному институту психического здоровья (NIMH) за предоставленную возможность проводить исследования выражений лица и движений тела в течение восемнадцати лет. Пол Экман смог начать их после того, как получил от NIMH стипендию и право на проведение исследований в 1955–1957 гг. в рамках программы работы над докторской диссертацией. Во время службы в армии, продолжавшейся с 1958 по 1960 г., Пол Экман и Уоллес Фризен стали ассистентами-исследователями в NIMH , и Фризен официально присоединился к работе над исследовательским проектом института в 1965 г. Получение гранта после защиты докторской диссертации позволило Экману заниматься исследованиями с 1960 по 1963 г. Позднее, когда его преподавательская деятельность стала ограничивать возможности проведения исследований, премия NIMH «За профессиональный рост» позволила команде Пола Экмана продолжить начатую ранее работу в период с 1966 по 1972 г. Все эти годы при возникновении любых критических ситуаций покойный Берт Бооте, директор отдела по работе со стипендиатами-исследователями, оказывал действенную помощь в работе и давал бесценные советы. С 1963 г. и по настоящий момент Отделение клинических исследований NIMH неизменно поддерживало и поддерживает исследования движений тела и выражений эмоций на лице. Эта поддержка позволила изучить пациентов психиатрической клиники и сделала возможной совместную работу, начиная с 1965 г.

Мы также благодарны Агентству передовых исследовательских проектов (ARPA) при министерстве обороны США за поддержку наших исследований с 1966 по 1970 г. Ли Хог, бывший директор ARPA, убедил нас в важности изучения выражений лица и жестов в разных культурах. Он помог нам преодолеть наше нежелание разрешить спор о возможной универсальности выражений лица и жестикуляции. Когда мы начали исследование в заброшенном уголке Новой Гвинеи, Ровена Свансон, контролировавшая расходование средств выделенного нам гранта, умело помогала нам преодолевать различные административные и бюрократичесрсие барьеры.

Мы необычайно благодарны Сильвану Томкинсу за его заразительный энтузиазм в отношении изучения выражений эмоций на лице. Он побуждал нас учиться читать человеческие лица и учить этому других. На протяжении последних десяти лет Пэтси Гарлан оказывала нам бесценную помощь, когда приближались к той точке каждого эксперимента, после которой мы должны были делиться результатами нашей работы с другими людьми. Она всегда тонко понимала нас, много работала над приданием нашим отчетам необходимого блеска, критически оценивала идеи, искала неясности и противоречия. Мы также благодарны друзьям, коллегам и сотрудникам, которые с энтузиазмом относились к нашим исследованиям человеческого лица и попыткам научить других тому, чему мы научились сами. Рэндалл Харрисон, Джон Вир, Аллен Дитман и Стюарт Миллер внесли много полезных предложений о том, как представить этот материал в удобном для понимания виде. Харриет Льюке не только перепечатала нашу рукопись, но и стала первым ее читателем. Нина Хонбо неизменно помогала нам находиться в рабочем состоянии и поощряла нас к завершению обработки материалов. Мы не можем назвать по именам всех тех людей, которые участвовали в исследовании, описанном в этой книге, но мы благодарны им за самоотверженную работу и их дополнительные усилия, благодаря которым мы получали время для написания этой книги.

Все в вашей жизни определяет выражение лица. Обратите внимание не только на то, творится внутри вашей головы, но и на то, как она выглядит снаружи. Ведь по выражению вашего лица, окружающие читают ваше внутреннее содержание. Ф Ницше когда-то сказал: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду». Помните об этом. Чем больше в лице негативных черт, тем конфликтнее и проблемнее ваши отношения с окружающим миром. Даже если вы ни с кем не общаетесь, а просто смотрите в зеркало.

Выражение лица определяет смысл и характер вашей жизни. Наверное, вы не раз наблюдали идущих по улице хмурых и озабоченных людей. Вы видели их в метро, в общественном транспорте. Они напряжены, грустны и несчастны. И, кажется, вся скорбь мира отражается в их взгляде. Но, наверняка, вы с удивлением обнаружили бы, что в их жизни не все так плохо, как написано на их физиономии. Просто они не привыкли следить за выражением своего лица.

Вы не раз замечали, что вас почему-то отталкивают красивые, с правильными чертами лица и даже с правильными улыбками. И, напротив, привлекает какой-нибудь непрезентабельный человек. С большими ушами, крючковатым носом, неправильными пропорциями лица и тела. Но что-то в нем есть, неуловимое, харизматичное, будто текущее изнутри и ярко отражающееся в выражении его лица.

Почему мы не любим трагические лица?

Вот идет навстречу женщина. Вся сгорбленная, нахмуренная, смотрит исподлобья. Кажется, прокалывает тебя взглядом, как шпагой или спицей. И ты невольно чувствуешь свою вину за то, что с ней происходит, хотя не имеешь к ней никакого отношения. Чувство вины, которое мы испытываем по отношению к кому-то подспудно формирует нашу неприязнь к этому человеку. Хотя на внешнем плане мы можем выражать сочувствие и даже поплакать вместе. Но подсознательно отгораживаемся. Наше психика защищается от негатива.

Те, кто думает, что постоянное озабоченное или гарантирует ему сочувствие, внимание и дополнительные бонусы в общении, тот глубоко заблуждается. Все с точностью до наоборот. Таких грустных людей все стараются обойти стороной. В том числе и самые близкие.

Ну, вот скажите, как долго вы способны сочувствовать человеку, который ровным счетом ничего не делает для того, чтобы улучшить свое состояние? Раз, два, три посочувствуешь… А потом появляется законная мысль: «А почему я должен вечно брать на себя часть его проблем? Почему он сам пальцем не шевелит для собственного спасения? А уж не ворует ли он у меня мое хорошее настроение, энергию, сочувствие? Не обманывает ли он?» После этих вопросов появляется вполне логичная мысль о том, что хватит спонсировать душевного лентяя, ведь все его несчастья – лишь ширма для получения каких-то преференций, удобная позиция для того, чтобы ничего не делать, обман, с помощью которого он подпитывается от других людей психологически, ментально и порой материально. От такого человека хочется держаться подальше.

Напротив, нас тянет к радостным и веселым, улыбающимся и открытым. Мы читаем по их выражению лица здоровое принятие жизни. Мы заряжаемся от них оптимизмом, тем более, что дарят они его бескорыстно и совершенно безвредно для себя. У этого оптимизма есть особенность, он будто переливается через край полной чаши и незаметно распространяется вокруг, наполняя жизнь этого человека и всех окружающих его людей теплым радостным светом.

Но если бы вы попробовали расспросить этого весельчака о его жизни, то с удивлением обнаружили бы, что в его жизни огромное количество проблем. Может быть, даже больше и серьезнее, чем у вас. Но выражение лица, с которым он просыпается и дальше идет по жизни, не позволяет ему впадать в уныние. Выражение лица управляет им. Приводит в нужные места в нужное время. Связывает с нужными людьми. Открывает нужные двери.

Вам кажется, что все дело в способностях, талантах и взгляде на жизнь. Да, конечно. Но самое главное, в чем мы порой не отдаем себе отчета и что незаметно выравнивает или искривляет , – это выражение нашего лица. В прямом и переносном смысле слова.

Следите за выражением лица

Вам кажется, что над выражением лица не надо работать? «Еще чего, у меня и так хватает поводов для напряжения: работа, дом, дети, муж, соседка со своими претензиями, свекровь со своими советами… – неужели я еще одну проблему на себя повешу: следить за выражением лица?» Не хотите, не вешайте, кто вам лекарь. Только вот какой парадокс: решение этой одной проблемы может избавить вас от всех вышеперечисленных проблем одним махом. Только с помощью одного выражения лица.

Мы часто удивляемся, почему наши стали такими тусклыми, неинтересными, почему у нас вечно плохое настроение и усталость. Во всем виновато выражение лица! Многие люди, вместо того, чтобы поработать над выражением своего и чужого лица, просто меняют лица. Не нравится выражение лица жены (мужа), меняем жену (мужа). Раз она (он) не хочет работать над выражением своего лица.

Лицевые мышцы человека постоянно напряжены. Мы не контролируем выражение нашего лица, не видим его каждую минуту, и оно порой приобретает очень нежелательный и даже отталкивающий вид, который и пугает окружающих.

Что делать? Не носить же с собой зеркало и не пялиться же в него постоянно?

Носить и пялиться! Хотя бы первое время, пока не почувствуете, когда и как меняется ваше выражение лица, и не научитесь им управлять. Иначе о вас могут думать, что с таким лицом удобнее всего слушать вас по радио и по телефону. А вы об этом и знать не будете, только удивляться, почему с вами никто не хочет общаться живьем. Зафиксируйте для себя то выражение лица, в котором вы наиболее счастливы, расслаблены, вдохновенны, радостны. Запомните это состояние. Запомните, какое у вас при этом выражение лица. Как бы глупо это ни звучало, каким бы нелепым вам ни казалось. Сделайте это! И вызывайте, вспоминайте, выстраивайте тогда, когда идете по улице или едете в трамвае.

Не надо надевать маску! Просто вспомните то состояние! Настройте свою арфу на то состояние. И выражение лица само собой подстроится под ее звучание.

Наверное, нам следует помнить о том, что в двадцать лет наше лицо – это то, что дала нам природа, а в пятьдесят – это то, что мы сами с собой сделали с помощью выражения своего лица, которое чаще всего нам присуще.

«Судьба написана на лице» (Ф. Феллини)

Помните!
«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (От Матфея 5:14-16)

Культура

Мимику человека и различные выражения лиц начали горячо обсуждать еще во времена Дарвина. Некоторые из особенностей движения мышц лица распространены повсеместно , однако есть и такие, которые присуще только определенным культурам.

Сегодня хотелось бы рассказать о самых распространенных особенностях мимики человека и найти этим выражениям простые объяснения.

Замешательство

Во время замешательства человек обычно морщит лоб и нос , иногда поднимает одну бровь вверх. Губы обычно крепко сомкнуты, хотя больший акцент все-таки ложится на глаза и нос.

Происхождение этого выражения лица имеет много общего с подобным выражением у наших ближайших родственников шимпанзе. Замешательство представляет собой отсутствие понимания , а само выражение лица при этом говорит о том, что человек хочет в чем-то разобраться.


Когда шимпанзе, в особенности молодые особи, впервые испытывают какие-либо новые ощущения, у них на лицах появляется выражение замешательства или удивления, которое необычайно похоже на то же выражение лица у человека . Как человек, так и обезьяны испытывают желание понять мир вокруг, пусть и на разных уровнях.

Когда мы потрясены новыми идеями, проблемами или новым опытом, наше выражение лица меняется так же, как и у наших далеких предков , а также наших современных родственников обезьян.

Стыд

Выражение лица, когда человек стыдиться чего-то, узнаваемо во всем мире. Оно предполагает опущенные глаза с выражением печали или беспокойства . Голова и уголки губ обычно также опущены вниз. Иногда человек закрывает лицо руками. Выражение стыда сильно напоминает выражение покорности.


В группе приматов после того, как кто-то занимает доминантное положение, остальные члены группы становятся подчиненными, их глаза и головы опускаются вниз, что означает конец конфликта.

В нашем сложном обществе поражение обычно делится на личное и соревновательное. Например, мы можем получить поражение (и испытать чувство стыда) в игре, либо если не оправдываются наши надежды, либо если мы не соответствуем тому, чего ждут от нас другие люди.


Все это может выражаться совершенно по-разному, но чувство стыда присутствует всегда, когда мы признаем поражение .

Удивление

Выражение удивления легко распознать по широко открытым глазам и рту. Чувство удивления или шока близко чувству страха. Удивление - одна из самых инстинктивных наших эмоций , которая отражена в мимике. Большую часть времени наше выражение лица меняется неосознанно, однако при удивлении реакция на лице может появится мгновенно.


Все приматы, а также многие другие животные, округляют глаза , когда испытывают страх или беспокойство.

Если происходит что-то неожиданное для нас, наши глаза широко открываются, а зрачки увеличиваются, чтобы мы могли лучше сориентироваться в пространстве , а также быстрее отреагировать.

Сосредоточенность

Выражение лица, когда человек на чем-то фокусирует внимание, обычно зависит от ситуации. Если он концентрируется на какой-то определенной задаче – его глаза смотрят прямо и неподвижно . С другой стороны, если человек сосредоточен на какой-то мысли, его глаза могут быть подняты вверх или взгляд направляется в сторону. Часто бывает при этом, что человек перестает моргать.


Интересно, что при достаточно неподвижном взгляде язык человека может мотаться из стороны в сторону или как-то еще нервно двигаться. Большинство из нас при этом делают это совершенно неосознанно. При таком феномене энергия мозга сосредотачивается на задаче и не контролирует движения остальных частей тела.

Усталость

Очевидным признаком того, что человек чувствует утомление и усталость - полуоткрытые веки . Брови чаще подняты вверх в попытке не закрыть глаза. Усталость вызвана напряжением без достаточного отдыха.


У приматов, в особенности у более разумных человекоподобных обезьян, выражение усталости на лице проявляется так же, как и у человека. Когда приматы готовятся вступить в конфликт или уже замешаны в конфликте, они оценивают свои шансы на успех по тому, как противник держится, а также внимательно изучают уровень его энергии . Выражение усталости на его лице означает, что противоположная сторона будет меньше бояться.

Человек также показывает уровень своей физической энергии по выражению лица. Таким же образом другие люди будут оценивать наши способности в данный момент.

Обольщение

Искусство обольщения или соблазна часто расценивается так, что один человек пытается вынудить другого на какое-либо поведение , обычно с сексуальным подтекстом. Выражение лица при соблазнении может быть абсолютно разным, однако есть несколько особенностей, которые легко распознать.


Обычно соблазняющий пристально смотрит на другого человека, его глаза могут при этом быть немного сужены. Губы обычно плотно сжаты или слегка разомкнуты. Голова может быть наклонена в сторону, демонстрируя открытую шею.


Пристальный взгляд обычно привлекает внимание другой стороны. Определенное положение губ и открытая шея выглядят привлекательно и чувственно. Если подобное выражение лица сопровождается частым морганием и легкой улыбкой , то эффект соблазнения достигнут.

Гнев

Выражение гнева более, чем любые другие эмоции, свойственно людям всех культур и народов. Вид человека в гневе и его поведение угадывается безошибочно : брови хмурятся, веки напрягаются, голова обычно немного опущена вниз, взгляд исподлобья.


Гнев связан с неприятными, раздражающими и разочаровывающими ситуациями. Это очень примитивное чувство, которое свойственно многим видам животных . Наше выражение гнева подобно этому же выражению у других приматов, причем особенности мимики невероятно схожи.

Напряжение лица обычно совмещается с языком тела, который позволяет другим людям лучше понять наши эмоции . Как существа социальные, мы имеем способность влиять на настроение других людей.


Если какой-то человек испытывает гнев в компании, он безошибочно выделяется из толпы, а остальные при этом начинают чувствовать напряжение . Выражение лица, на котором читаются напряжение и раздраженность, совпадает с тем, что человек испытывает внутри себя.

Страх

Когда человек испытывает чувство страха, его глаза широко открываются, а брови поднимаются высоко на лоб. Рот обычно также широко открывается. Страх, как и удивление, тесно связан с инстинктами и указывает на желание что-либо избежать.


Одно научное исследование, которое имело место в 2008 году , было посвящено мимике человека, который испытывает страх. В результате выяснилось, что люди, которые испытывают страх, вдыхают больше воздуха и могут справляться с какими-то задачами намного быстрее благодаря тому, что их глаза широко открыты. Таким образом, выражение лица усиливает сенсорное восприятие .

Демонстрировать на лице чувство страха оказывается достаточно практичным поведением, которое помогает человеку избежать опасных ситуаций , усиливая его чувства.

Печаль

Выражение печали на лице обычно легко узнается по опущенным уголкам губ и бровям . Печаль обычно связана с чувством потери и беспомощности. Выражение печали на лице часто появляется у людей, которые уходят в себя.


Происхождение такого выражения лица достаточно просто: эмоции человека как бы ослабевают, он поникает, таким образом, его черты лица тоже опускаются вниз. Печаль также может быть указанием на поражение , чувство нежелания общаться с другими.

Радость

Выражение радости является самым универсальным выражением лица . Мимика человека, испытывающего чувство счастья, одинакова у людей всех культур. Это выражение сопровождается улыбкой и глазами серповидной формы, даже младенцы демонстрируют подобную мимику, когда испытывают радость.


Ученые и эксперты в области эволюции предлагают различные объяснения происхождения выражения радости, которые связаны с улыбкой. В отличие от различных других выражений, улыбка человека имеет другое значение, нежели "улыбка" или обнажение зубов человекообразных обезьян , которые используют ее для запугивания.

Многие исследователи согласны, что улыбка человека в некотором роде берет начало из этого выражения приматов. Демонстрируя свои зубы, мы демонстрируем состояние нашего здоровья . Сегодня улыбка используется человеком уже не для устрашения, а для того, чтобы показать другим, что у нас все хорошо.


В сложных социальных ситуациях улыбка обычно помогает расположить к себе других людей . Если человек улыбается искренне, к нему больше тянутся другие.

Научиться читать мысли людей легче, чем может показаться сначала. О том как читать мысли по направлению взгляда и по жестам, позе, поведению уже говорилось в статье “Найти подход и убедить”.

В каких случаях полезно и интересно понимать мысли, чувства, эмоции по выражению лица :

1) В повседневной жизни для понимания мыслей и чувств малознакомых или совсем незнакомых людей. В ситуации, которая требует быстрой и правильной реакции, а, как вы уже знаете, эмоциональный интеллект , т.е. понимание и правильное реагирование на чувства и эмоции другого человека, за счет понимания своих мыслей и чувств, имеет даже большее значение в достижении успеха, чем классический IQ.

2) Молодых людей на этапе знакомств и свиданий очень волнуют чувства и мысли любимого человека, для них важно понимание другого и чего он хочет. Умение расшифровывать выражение лица избавит их от лишних переживаний и головной боли. Эти же знания необходимы и супругам, особенно в первые годы совместной жизни.

3) При общении с ребенком-подростком. Подростковый кризис – время тревог и недопонимания, подросшие дети отдаляются от родителей и последние теряются в догадках, не представляя, что творится у них в голове.

А теперь немного систематизируем информацию о чувствах и их выражении.

На следующей картинке слева направо и сверху вниз изображены эмоции: страх, злость, отвращение, радость, нейтральное состояние, грусть, удивление.

В следующую таблицу собраны мимические коды эмоциональных состояний, помогающие понять мысли и чувства человека.


На первый взгляд ничего сложного, мы пользуется своим умением "читать" мысли и чувства каждый день, даже не осознавая того.

Особенно легко удается понимать эмоции другого человека женщинам, в следствие особенности строения и функционирования их мозга и необходимости понимать состояние новорожденного и детей без слов.

На самом деле я назвала бы книгу как-то иначе. И не потому, что ее название звучит как какая-то скороговорка. А потому что это уникальная книга об отражении настоящих эмоций на лице. Врет человек или нет – это уже уровень профессионала (хотя и достигаемый уровень, что обещают после многочисленных тренировок по книге. Но об этом ниже).

Вообще, конечно, удивительно, что о том, как та или иная эмоция проявляется на лице нужно писать (читать?) книги.

«Люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды. Обычно же наблюдательные люди могу распознать мины лица, длящиеся доли секунды. Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет (помните, у Макса в новом мультфильме была даже своя книжечка выражений лица? - прим. beaty_world)» - пишется в предисловии к книге.

Уверен ли ты, дорогой мой читатель, что верно определяешь эмоции на лицах людей тебя окружающих? Тогда небольшой тест – какую эмоцию испытывает человек на этих иллюстрациях?



Варианты ответов: удивление, страх, гнев, радость, печаль, презрение.

Правильные ответы – в комментарии к статье;)


После обширного описания для кого предназначена эта книга (а в отличие от предыдущего русского издания профессора Пола Экмана , который предназначался скорее для психологов, студентов псих.факультетов и всех, кто достаточно увлекается данной темой с научной точки зрения, эта новая книга – для ВСЕХ) и невнятной Главы 1, в которой авторы вкрадце пытаются рассказать о том, с помощью чего мы выражаем свои эмоции (статичные, медленные и быстрые сигналы, эмблемы, микровыражения и т.д.) переходим к Главе 2 – описанию методов изучения выражений (привет племенам в Новой Гвинее!) и доказательства теории универсальности выражения эмоций на лице.

Главы 3-8 подробно описывают каждую эмоцию и их сочетание: Удивление, Страх, Отвращение, Гнев, Радость и Печаль по схеме - «Опыт, «Как выглядит» (как ведут себя брови, глаза и нижняя часть лица), «Варианты интенсивности» (от легкого до крайнего испуга, например), «Краткий обзор» (основные тезисы) и практическое задание для усвоения. Особенно мне нравится часть «Опыт», которая описывает пути возникновения той или иной эмоции. Например, для Радости, авторы описывают 4 основных направления ее источников: возбуждение, удовольствие, облегчение-радость и Я-концепция (дружба, уважение, похвала и т.д.):

«Если вы задумаетесь о ситуациях и событиях, которые позволили вам испытать радость, то вы, вероятно, обнаружите, что они возникли на каком-то (не обязательно одном) из описанных нами четырех путей… Мы не собираемся утверждать, что перечислили все пути к радости – их гораздо больше, но мы уверены в том, что эти четыре являются наиболее распространенными и важными, а их описание должно сделать ясным то, что мы понимаем под опытом радости».

Последние три главы книги – Глава 9 «Практикум для распознавания выражений лица», Глава 10 «Обманчивые выражения лица» и Глава 11 «Как проверить собственное выражение лица» мне кажутся самыми «вкусными» в этой книге. Посудите сами:

Глава 9 – берем ножницы, клей, картонку и начинаем вырезать картинки (наподобие теста выше) из книги. Подразумевается научиться с помощью тех же иллюстраций (а их предостаточно) определять истинные эмоции быстро, не тратя время на обдумывание каждого этапа оценки эмоций.

Глава 10 – вообщем-то вся суть названия книги сконцентрирована вот в этой главе «Обманчивые выражение лица». Для того, чтобы понять, каким именно признакам следует доверять для установления лжет человек или нет (а не простонародное – «по глазам видно»), надо четко понимать причины, по которым люди контролируют выражения своего лица и методы, которые они для этого используют. И то и другое подробно раскрывается в данной главе.

Глава 11 – как проверить собственное выражение лица предлагает не менее увлекательное занятее с применением фотоаппарата:) Здесь читателю предлагается определить себя к одному (или к сочетанию) из 8ми характерных стилей выражения эмоций на лице. И сделать это можно пройдя три этапа – изготовление фото ваших выражений лица, экспертная оценка фотографий посторонними (хотела бы я на это посмотреть) и наконец, работа с зеркалом:)

Вообщем, от себя еще отмечу парочку особенностей:

  • В общественном транспорте на книжку нужна обложка – уж слишком много подозрительных взглядов в мою сторону я успела нахватать в метро, пока ее читала.
  • Непроизвольно во время чтения пытаешься эмоции отобразить на своем лице (вот как не удержаться после слов «Уголки рта оттянуты назад и вверх, щеки приподняты, нижние веки подтянуты»?) Может еще по этому на меня так странно все смотрели в метро??...