Меню

История вселенной Metal Gear Solid - персонажи, события серий.

Система штрафов

Хидео Кодзима, бессменный сценарист, режиссер и худрук серии Metal Gear Solid, чуть ли не после каждого завершенного проекта срывает с себя шапку, бьет кулаком в грудь и гордо утверждает: «Я все сказал, устал и ухожу». Тем не менее история шпиона Снейка (вернее, Снейков) растянулась на семь великолепных игр, в ходе которых Хидео поднимал темы человеческой памяти и ДНК, ядерного сдерживания, ошибок истории, всемирного разоружения и будущего нашей планеты. В преддверии выхода восьмой канонической части сериала, Peace Walker, мы вспоминаем, что происходило в MGS эти двадцать три года.

Metal Gear (1987)

До 1987 года Хидео Кодзима успел поработать лишь над двумя играми: аркадой Penguin Adventure (в качестве помощника режиссера) и собственным проектом Lost World, который забраковали боссы Konami. Таким образом, Metal Gear — первая его игра, которая чуть ли не четверть века назад заложила основы стелс-экшенов: герой начинал свой путь без оружия, прятался по углам и вдумчиво изучал поведение патрулей.

По NES-меркам (вышла «tactical espionage game» и на компьютерах MSX2; на PC - спустя три года) в Metal Gear было до неприличия много разговоров и сюжетных заставок. Солид Снейк, оперативник специального правительственного отряда FOXHOUND, отправляется на задание в Южную Африку, где террористы захватили военную базу Outer Heaven. Ранее туда же отправился другой сотрудник FOXHOUND, Грей Фокс, который успел отправить начальству сообщение, содержащее слова «Metal Gear», и больше на связь не выходил.

Снейк, попутно получая приказы от некоего Биг Босса, три часа кряду исподтишка бьет террористов по темечку, пока, наконец, не приходит к хитрому плану: добровольно сдается врагу и попадает в камеру аккурат рядом с задержанным Фоксом. Тот рассказывает, что Metal Gear - это военный робот, а его изобретатель, доктор Петтрович (с клюквой у MGS с самого начала было все в порядке), томится где-то неподалеку и вроде бы обещает рассказать своему спасителю, как уничтожить смертоносную машину. Выбравшись из заточения и в конце концов выбив у доктора нужную информацию (террористы держали в заложниках дочь Петтровича, пришлось спасать и ее), Солид Снейк благополучно взрывает ходячий танк… и оказывается, что это еще не конец. На сцену выходит Биг Босс, начальник Снейка, который, как оказалось, работает на два фронта. Всадив пулю ему в лоб, Снейк взрывает Outer Heaven и сбегает.

Metal Gear 2: Solid Snake (1990)

Так уж вышло, что в мире существует два сиквела Metal Gear. Первый называется Metal Gear 2: Snake’s Revenge, и разработали его для американского рынка. Механика там извращена (по сути, игра превратилась в изометрический экшен), а в сценарии - невообразимый бред, где Солида Снейка низвели до уровня Рэмбо, бегающего по джунглям с автоматом. Сюжет Snake’s Revenge официально призван неканоническим, но, по иронии судьбы, в 90-е большинство игроков ознакомились именно с этой версией: во-первых, она вышла на NES, которая стояла дома у каждого школьника, во-вторых - была на английском.

Настоящее же продолжение, Metal Gear 2: Solid Snake, которым занимался сам Кодзима, вышло только на MSX2 и только в Японии. Снейка, ушедшего в отставку, вызывает на особое задание Рой Кэмпбелл, новый начальник FOXHOUND. В вымышленном государстве Занзибар похитили доктора Кио Мавра, изобретателя устройства по очистке нефти. Уже на месте выясняется, что террористы замешаны и в строительстве новой модели Metal Gear. Более того, Биг Босс выжил после заварушки в Outer Heaven и лично руководит операцией, а пилот нового ходячего танка - наш старый знакомый Грей Фокс. Взорвав Metal Gear, Снейк дерется с Фоксом на минном поле и побеждает. И снова под занавес объявляется Биг Босс, чтобы второй раз умереть от руки героя.

Конечно, от Solid Snake ждали в первую очередь еще немного шпионских приключений и интриг, но Кодзима тем не менее потихоньку развивал жанровые изобретения: ко второй части Снейк, например, научился падать на брюхо и отвлекать охранников шумом.

Metal Gear Solid (1998)

После событий Metal Gear 2 Солид Снейк заделался отшельником и живет на Аляске. По странной случайности неподалеку, на острове Шэдоу Мосес, поднимают восстание бывшие сотрудники FOXHOUND, среди которых - террористы с именами Ликвид Снейк и Револьвер Оцелот. Грозясь выпустить ядерные ракеты на Белый дом (в этом им должен помочь новый Metal Gear с кодовым именем Rex), они требуют, казалось бы, сущую безделицу: выдать им останки Биг Босса. Солид Снейк по просьбе старого начальника Роя Кэмпбелла берет это дело на себя.

В Metal Gear Solid наконец становятся более-менее понятны «родственные» связи центральных персонажей: Биг Босс, легендарный воин, послужил генетической основой для солдат-клонов, в числе которых - Солид и Ликвид Снейки. Револьвер Оцелот помогает Ликвиду, преследуя, впрочем, и собственные цели (в разговоре с Солидом он говорит, что мечтает возродить былое величие России). Кроме того, в MGS герой сдружится с создателем Metal Gear Rex, Отаконом, а также повстречает старого знакомого, Грея Фокса, и еще раз убьет его.

Номинально в Metal Gear Solid две концовки: в зависимости от того, выдержит ли герой пытки Оцелота, попав в плен, выживет или умрет Мерил, боевая подруга Солида. Но это не то чтобы важно, главное - Снейку удастся обезвредить Rex, причем не без помощи Грея Фокса, который снова выжил, но, спасая старого друга, погибает окончательно. Единственный уцелевший к концу игры член FOXHOUND - Револьвер Оцелот, который, впрочем, лишается руки. Ликвид Снейк погибает, а Солид подхватывает малоизученный вирус FOXDIE.

Хидео Кодзима не зря тянул с продолжением восемь лет: он всегда уповал на то, что приставки чисто технически не позволяют ему реализовать все задуманные идеи, и мощности PlayStation ему тоже не хватило. Однако Metal Gear Solid стал по части режиссуры и размаха новым стандартом в индустрии (и заставлял взрослых волосатых мужчин плакать на финальных титрах), несмотря на то, что сам по себе стелс, если подумать, недалеко ушел от оригинальных Metal Gear. Шесть лет спустя на GameCube появится ремейк The Twin Snakes - практически точная копия игры, за тем исключением, что постановкой кат-сцен там занимался другой режиссер.

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)

Три года спустя Metal Gear Solid вновь брал новые высоты в режиссуре видеоигр (серия перебралась на PlayStation 2, но Кодзиме, кажется, недостаточно было и этого). От одной только вступительной сцены, в которой Снейк, разбежавшись, прыгал с моста Джорджа Вашингтона, бежали мурашки по коже. Потом, впрочем, оказывалось, что в Sons of Liberty хватает довольно странных решений - как сценарных, так и дизайнерских.

Солид Снейк, заручившись поддержкой Отакона, выслеживает новые Metal Gear - не имеет значения, кто ими владеет и для каких целей они построены: если такое оружие появляется в мире, его лучше уничтожить. Взломав сайт Пентагона, Отакон узнает об очередной версии роботанка, транспортируемого на военном танкере. Снейку нужно получить лишь подтверждение того, что Metal Gear существует, - впрочем, аккурат в тот момент, когда он пробирается на корабль, его захватывают русские террористы. А затем объявляется Револьвер Оцелот и топит танкер вместе со Снейком.

Остальные события игры разворачиваются через два года: Солид Снейк, конечно, выжил, но играем мы теперь за Райдена, новичка FOXHOUND, которого Рой Кэмпбелл отправляет с заданием на очистительный завод Big Shell, - и ни с того ни с чего объявившийся новый главный герой изрядно раздражал.

Тем не менее MGS - это MGS. От кат-сцен снова захватывало дух, а сценарные вывороты не раз заставляли подпрыгнуть на стуле. Так, выяснялось, что Солидус Снейк, третий, совершенный клон Биг Босса, занимает пост Президента США, за всеми правительственными решениями Америки стоит организация так называемых «Патриотов», а Револьвер Оцелот пересадил себе руку покойного Ликвида Снейка, и теперь его мучает раздвоение личности.

Переиздание Substance вышло не только на PS2, но и на PC, а также Xbox через полтора года и включало три сотни дополнительных тренировочных миссий.

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)

В третьей части MGS Хидео Кодзима решил обратиться к шпионской эстетике середины прошлого века: 1964 год, холодная война в разгаре, ядерная паранойя нарастает. После Карибского кризиса отношения между СССР и США, мягко говоря, натянуты. Русский ученый Соколов разрабатывает новый вид ядерного оружия, но, испугавшись мощи собственного творения, просит у Америки политическое убежище, а затем исчезает. На спасение ученого, в Целиноярск, отправляют Нейкеда Снейка (в будущем - того самого Биг Босса), однако он проваливает задание. Кроме того, советский полковник Вологин использует против СССР одну из ядерных боеголовок «Дэви Крокет», пытаясь обвинить в этом США. Через неделю Биг Босс возвращается в Целиноярск, уже не только ради спасения Соколова, но и ради того, чтобы доказать непричастность американского правительства к взрыву ракеты. К концу игры Снейк убивает и Вологина, и весь противоборствующий отряд «Кобра» плюс уничтожает «Шагоход», устройство для запуска ядерных боеголовок.

В дополненной версии MGS 3 под названием Subsistence случилось два важных для серии события. Во-первых, появилась свободная камера (до этого она, как в самом первом MGS, была «подвешена где-то там»), во-вторых - Metal Gear 2, вошедший в состав издания, был впервые переведен на английский язык.

Metal Gear Solid: Portable Ops (2006)

Portable Ops - история становления Биг Босса, по поводу которой у фанатов случилась точно такая же истерика, как и сейчас по поводу Peace Walker: «Зачем же на PSP?» Действительно, портативный MGS (в отличие от серии Metal Gear Acid, не имеющей к каноническим событиям никакого отношения) представлял собой, по сути, полноценную игру серии, зачем-то загнанную в рамки карманной консоли.

Биг Босс уходит из подразделения FOX, но его ловят оперативники команды и сажают в колумбийскую тюрьму. Там Нейкед знакомится с Роем Кэмпбеллом, они сбегают и на пару подавляют восстание в отряде. В итоге подразделение расформировано, вместо него Снейк формирует FOXHOUND. Через год в США создадут клонов Биг Босса.

Основная особенность Portable Ops - Снейк здесь действует не в одиночку, он может набирать отряд союзников. Камера, слава богу, переехала из Subsistence.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)

В мире Metal Gear Solid к 2014 году планета погрязнет в войнах (они, по сути, станут единственным способом решения национальных конфликтов), причем вести их будут в основном частные военные корпорации. Для удобства контроля милитари-агентств придумана система Sons of the Patriots, которая идентифицирует бойца с его оружием на молекулярном уровне. Проще говоря, если у солдата есть винтовка, только он может ей стрелять. Ликвид Оцелот (рука убитого Снейка взяла верх над личностью Револьвера, и теперь они слились в симбиозе) получает контроль над этой системой, переименовывает ее в Guns of the Patriots и жаждет превратить весь мир в одно большое поле боя. Помешать ему - последняя миссия Солида Снейка, быстро постаревшего из-за генетических особенностей клонов.

Четвертая часть MGS задумывалась как грандиозный финал, последнее «прости», и Хидео Кодзима не соврал - он вывел всех живых персонажей саги на последний поклон, по нескольку часов уделив истории каждого. Рассказать что-то конкретное мы просто не в силах: некоторые кат-сцены Guns of the Patriots длятся по полтора часа.

* * *

Выходящая на PSP Metal Gear Solid: Peace Walker расскажет историю окончательного перехода Биг Босса на темную сторону силы. Для Кодзимы-сана это персональная «Месть ситхов»: события происходят после Portable Ops, но до оригинального Metal Gear, где Нейкед уже ходит в главзлодеях. Помимо прочего, отдельная игра ждет и Райдена, героя Sons of Liberty: до сих пор неясно, когда и про что будет Metal Gear Solid: Rising (зато игра выйдет на Xbox 360 - неожиданный шаг со стороны Konami). Но стабильные MGS-анонсы дают понять, что свою сагу Хидео Кодзима может расширять и дополнять еще много лет. Главное - не переборщить.

В 1987 году в Японии и Европе. Это была одна из первых игр, в которой надо было избегать прямого конфликта с врагом, используя скрытность. Это был ответ молодого Хидэо Кодзимы играм-стрелялкам, которых было в то время очень много. Многие игровые аспекты, свойственные играм этой серии, были представлены именно тогда. Игра позже была выпущена в Северной Америке, Европе и Японии на приставке NES/Famicom, и продавалась миллионным тиражом. Однако в создании этой версии Хидэо Кодзима не принимал участия, что заметно сказалось на её качестве.

В 1998 году серия игр Metal Gear вернулась в виде Metal Gear Solid для PlayStation , которая перенесла игровую механику предыдущих частей в трёхмерную графику. В то время как первые две игры Metal Gear были просто успешны, Metal Gear Solid стал настоящим хитом, продавшимся в объёме более 6,6 миллионов копий. Она проложила дорогу другим играм подобного жанра, и в то же время сделала серию игр Metal Gear одной из главных у Konami .

Спустя 3 года вышло продолжение Metal Gear Solid под названием Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty для PlayStation 2 в 2001 году. Игра продалась 7-миллионным тиражом. После Metal Gear Solid 2 вышла Metal Gear Solid 3: Snake Eater в 2004 году. Она была приквелом к оригинальной Metal Gear и продалась 3,75 миллионами копий. В обеих играх происходило постепенное улучшение геймплея серии Metal Gear , продолжалась сюжетная линия. Metal Gear Solid: Portable Ops по сюжетным событиям находится между Metal Gear Solid 3 и оригинальной Metal Gear . Она вышла эксклюзивно для PlayStation Portable .

Список дополнений и ремейков:

  • Metal Gear Solid: Integral (MGS) (PlayStation/PC, 1999)
  • Metal Gear Solid: VR Missions (MGS) (PlayStation, 1999)
  • Metal Gear Solid: Special Missions (MGS) (PlayStation, 1999)
  • Metal Gear Solid 2: Substance (MGS2) (PlayStation 2/XBox/PC, 2002)
  • The Document of Metal Gear Solid 2 (MGS2) (PlayStation 2, 2002)
  • Metal Gear Solid: The Twin Snakes (MGS) (GameCube, 2004)
  • Metal Gear Solid 3: Subsistence (MGS3/MG/MG2) (PlayStation 2, 2005)
  • Metal Gear Solid: Digital Graphic Novel (MGS) (PlayStation Portable, 2006)
  • Metal Gear Solid: Portable Ops Plus (MPO+) (PlayStation Portable, 2007)
  • Metal Gear Solid: Digital Graphic Novel 2 (MGS2) (DVD)
  • Metal Gear Online (MGS4) (PlayStation 3, 2008)
  • Metal Gear Solid Mobile (мобильные телефоны)
  • Metal Gear Solid HD Collection (PlayStation 3/Xbox 360-2011; PlayStation Vita - 2012)
  • Metal Gear Solid: The Legacy Collection (PlayStation 3, 2013)

Портирование и другие версии

Вскоре после выхода оригинальной Metal Gear для MSX2, Konami выпустила адаптированную версию для приставки Nintendo Entertainment System, известной в России под названием Dendy . Это была первая игра из серии Metal Gear , которая вышла в Северной Америке. NES-версия разрабатывалась без участия Хидэо Кодзимы и имела некоторые изменения, включая переработку некоторых уровней и удаление самого робота «Metal Gear». NES-версия впоследствии была основой для других североамериканских адаптаций для персональных компьютеров, выпущенных в 1990 году - сначала для IBM PC, потом для Commodore 64. Также, в разработке была добавка к Metal Gear для системы Amiga, которую делала компания Ultra Games. Но она так и не увидела свет. Famicom-версия игры также была выпущена в эмулируемой форме в составе японской The Twin Snakes .

В 2000 году Konami выпустила версию Metal Gear Solid для персональных компьютеров, переносом которой занималась Microsoft Game Studios. Эта версия была основана на дополнении Integral и содержала оригинальную игру с добавлением VR Missions . Был сделан эмулятор bleemcast! , который позволял играть в Metal Gear Solid на приставке Sega Dreamcast .

В 2003 Metal Gear Solid 2: Substance была выпущена для PlayStation 2, Xbox и PC.

Глава 2: Платформа

Через 2 года после событий на танкере, 29 апреля 2009 года, игрок берет под управления Райдена (Raiden), который работает на «FOX HOUND». Его миссией является освобождение президента США и других заложников с Биг Шелла (Big Shell) - очистительного сооружения на береговой линии Нью-Йорка (созданного после событий на танкере якобы для отчиски воды от разлитой им нефти), от антитеррористической группы «Dead Cell». Они называют себя «Сыновьями свободы» и провозглашают своим лидером Солида Снейка. Райден попадает на Биг Шелл через водный путь, в то время как отряд 10 морских котиков (SEAL Team 10) приземляется на вертолётную площадку, отвлекая внимание от Райдена на себя. Во время выполнения задания, Райден встречает лейтенанта младшего ранга морских котиков Ирокеза Плискина (Iroquois Pliskin), сапёра Питера Стилмена, прибывший на Биг Шелл вместе с отрядом 10, и киборга-ниндзю, похожего на Грея Фокса, но называющего себя Мистером Х (Mr. X.)

Впоследствии игрок узнает, что глава Dead Cell, называющий себя Солидом Снейком, на самом деле является Солидусом Снейком, первым клоном Биг Босса, и что киборгом-ниндзя оказывается Ольга Гурлуюкович, а Ирокез Плискин на самом деле настоящий Солид Снейк. В конце игрок узнает, что Биг Шелл был прикрытием для разработки «Arsenal Gear», мобильной крепости, защищённой серийно-производимыми Metal Gear RAY (которые работают без управления человека), и несущей внушительный запас ракет. После встречи с Эммой Эммерих (сводной сестрой Отакона и создательницей искусственного интеллекта управляющего Arsenal Gear и Metal Gear RAY’ями), Райден узнаёт, что изначально Arsenal Gear разрабатывался «Философами», для большего контроля за информацией. Arsenal Gear несёт в себе искусственную нейронную сеть, управляемую суперкомпьютерами, которые в свою очередь объединены в несколько ALS (система автоматической идентификации). Двое из них имеют названия «GW» и «JFK» и созданы для мониторинга любых интернет-транзакций, для последующего тоталитарного контроля, со стороны «Философов». Затем, в ходе разговора с искусственным интеллектом Arsenal Gear Райден узнает что предназначение GW (к тому моменту уже уничтоженного) было ещё и в отфильтровывании «ненужной» человечеству информации целью не дать человечеству «утонуть» в её избытке. К концу Metal Gear Solid 2, все члены Dead Cell, кроме Вампа (Vamp) и нескольких персонажей, были мертвы и личность Ликвида Снейка кажется окончательно взяла контроль над Оцелотом. Некоторые вопросы поднятые в Metal Gear Solid были раскрыты в Sons of Liberty, в то же время появилось и несколько новых.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

Начинающаяся в 2014 году, через пять лет после «Манхеттеновского инцидента» (события главы Платформа в Metal Gear Solid 2) Metal Gear Solid 4 обрисовывает нам мир, в котором военное вмешательство на территорию других стран становится обыденным явлением, показывая потребность в частных военных компаниях (private military companies, PMCs). Пять самых больших PMC находятся во владении одной материнской компании, носящей имя «Внешние Небеса», главой которой является Ликвид Оцелот (Liquid Ocelot). В его намерения входит создание адаптированной под современные реалии мечты Биг Босса - «Внешние Небеса». Собирая модернизированную армию, которая в состоянии соперничать с армией США, Ликвид готовит массированное вторжение против «Патриотов». И для того, чтобы подготовиться к нему, Ликвид пытается украсть революционную систему, способную контролировать наномашины в каждом теле солдат PMC, названную «SOP» («Sons Of the Patriots» system - «Сыновья Патриотов»). После «Манхэттеновского инцидента», правительство США потребовало, чтобы каждому солдату под командованием PMC вводили SOP.

Наномашины солдат являются машинами третьего поколения, которое базируется на первом поколении наномашин, на которых основывался вирус FOXDIE. Ликвид впоследствии похитил самого первого создателя наномашин, Наоми Хантер (Naomi Hunter), с целью узнать принципы работы системы SOP. Мир снова находится на пороге кризиса, вместе с Солидом Снейком (теперь под кодовым именем «Старый Снейк», Old Snake), который катастрофически быстро стареет, и с помощью Отакона, Дребина (Drebin), таинственного дилера оружием, который может менять ID подписи на оружии солдат, Фоксхаунд Рэт Пэтрол 01 (под командованием Мерил Сильверберг, и действующим под контролем Армии США) и Райдена (который теперь киборг) отослан в Саудовскую Аравию своим бывшим командиром Роем Кемпбелом (который теперь работает на ООН), чтобы ликвидировать Ликвида. Это будет последняя миссия Снейка.

Игрок побывает в разных местах по ходу игры. В Южной Америке, принимая участие в военном конфликте. На Лисьем Архипелаге, где расположена знакомая по первой части база Shadow Moses, а также на борту плавучей крепости в Тихом океане.

Metal Gear Rising: Revengeance

Главным персонажем выступает протагонист Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty Райден. Прошло четыре года после событий MGS 4. Крах системы Патриотов привел к широкому распространению кибер-технологий, а Частные Военные Компании (англ. PMC) раскололись на множество мелких, что вызвало конфликты по всему миру. Райден отошёл от активной битвы и является членом миротворческой PMC под названием Maverick Security Consulting. В прологе он выполняет миссию по охране премьер-министра одной развивающейся африканской страны, конвой и лимузин которого были атакованы другой частной военной компанией Desperado Enforcement. Премьер-министр был убит прямо на глазах Райдена. Во время боя с представителем Desperado’s, наёмником Сэмом Родригесом, Райдену удается остаться в живых, но преступникам удается скрыться с места действия. Дальнейшая часть игры посвящена противостоянию Райдена и Desperado Enforcement, за которыми стоит другая более могущественная сила.

Саундтреки

  • Metal Gear 2: Solid Snake Original Soundtrack (1991)
  • Metal Gear Solid Original Game Soundtrack (1998)
  • Metal Gear / Solid Snake: Music Compilation of Hideo Kojima / Red Disc (1999)
  • Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty Original Soundtrack (2001)
  • Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty Soundtrack 2: The Other Side (2002)
  • Metal Gear Solid 2: Substance Limited Sorter (Black Edition) (2003)
  • Metal Gear Solid 2: Substance Ultimate Sorter (White Edition) (2004)
  • Metal Gear Solid 3: Snake Eater - The First Bite (2004)
  • Metal Gear Solid 3: Snake Eater Original Soundtrack (2004)
  • Metal Gear Ac!d 1 & 2 Original Soundtrack (2005)
  • Metal Gear Solid: Portable Ops Original Soundtrack (2006)
  • Metal Gear Solid Music Collection (2007)

Интересно, что главная тема из игры «Metal Gear Solid», впоследствии ставшая главной музыкальной темой всей серии, написанная японским композитором Tappy Iwase (TAPPY), мягко говоря, напоминает композиции «Тройка» и «Зимняя дорога» советского композитора Георгия Свиридова , написанные им ещё в 1964 году. На выставке видео игр в 2008 году журналист «Игромании » Антон Логвинов встретился с Хидэо Кодзимой, создателем сериала, и прокрутил ему одну из композиций Свиридова. Судя по неподдельному удивлению Кодзимы, для него это была новость, правда никаких комментариев по этому поводу он не сказал. Тем не менее, в Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots упоминавшаяся главная тема вообще не используется, а вместо неё придуманы новые.

Маленький мальчик после школы приходит к своим дворовым друзьям поменяться картриджами для Денди — удаётся выменять «Черного плаща » (как сейчас бы сказали «ААА-хит») на пару-тройку картриджей похуже классом: на отвратительный сборник 9999-в-1 с разными вариациями Galaxian , Mario Bros. (без приставки Super) и на сборник 4-в-1 с играми-боевиками Jackal, Rambo 2, Twin Bee и Metal Gear .

Так началось знакомство с легендарной серией. (Вспоминали Дмитрий Зомбак и Максим Зарецкий до выхода )

Metal Gear (1987-1990)


Придя домой с мороза, надо скорее положить картридж на батарею — чтобы был комнатной температуры, иначе приставка «сломается». Мальчик не знал правда ли это, но ритуал соблюдал неукоснительно. Потом, конечно, уроки — завтра контрольная по математике, а Светлана Николаевна ох как не любит, когда тетрадку с примерами ей сдают с несделанными задачами. Потом, возможно, обед, а потом - залипнуть в телевизор возле приставки. Новые игры сами в себя не поиграют, знаете ли.

Стоить ли говорить, что маленький мальчик тогда вообще не понял в чём прикол игры Metal Gear , поскольку зеленый десантник в джунглях не умел делать ничего, кроме как бить охранников кулаком, да попадаться им на глаза под волнующую музыку. Еще там были переговоры по рации с Высшим Руководством (так и было написано Big Boss ), но мальчик ничего не понимал, поскольку из английского умел только в who is on duty today? да разные вариации London is the capital of Great Britain , а дворовые пацаны в каком-то журнале прочитали, что сюжет в игре не важен, а надо дойти до какого-то робота и игра закончится. Фигня, короче, проходняк. В том же журнале были и коды, оттуда же узнали и про фишку с сидением внутри картонной коробки (враги вас не замечали, если вы не двигались) и про поездки в кузове грузовика: разные грузовики отправляли в разные места вражеской базы. В целом, боевик (в журнале гордо обозванный «Металлическим Шасси») невероятно проигрывал тому же Jackal , где можно было играть вдвоём, и вскоре забылся, хотя в своей тетрадке с кодами и секретами мальчик даже зарисовал синей шариковой ручкой примерный план уровня с расположением всех предметов.

Но особой любви с первого раза не получилось, увы.

Уже после мы узнали, что это был на самом деле третий Metal Gear — первый выходил на компьютере MSX2 в далёком 1989-м году, второй — на том же MSX2 в 1990-м и только для Японии, а та версия для NES /Dendy , в которую мы играли, оказалась упрощенным вариантом первой части.

То самое «превью». Великий Дракон №37

Metal Gear Solid (1998)

Но время шло, и второе пришествие к нам Метал Гира пришлось на конец 90-х, когда в Россию завезли демократию с дефолтом, а журнал «Видео-Асс Dendy» сменил название на «Великий Дракон» . По Metal Gear Solid в этом журнале вышло, как сейчас бы сказали «шикарное превью». Дворовый приятель, поднакопив денег на раскопках артефактов времён Второй мировой, долго хвастался должностью «помощник археолога», а потом прикупил по такому случаю новую приставку Playstation . В отличии от «Денди», «Сег» и «Супернинтенд» игр для было раз-два и обчелся, зато в комплекте с консолью шли целых два демо-диска с короткими кусками разных игр. На одном из них лежали заставки вроде ската или динозавра, которых можно было по-разному вращать, и наслаждаться потенциально прорывной трёхмерной анимацией — скат был не очень, а вот динозавр выглядел ну точь-в-точь, как живой — словно сошел со съемок «Парка Юрского Периода». А на втором демо-диске помимо прочего находился как раз первый уровень Metal Gear Solid . Это, кстати, был единственный лицензионный диск в коллекции приятеля — через пару месяцев первую Playstation взломают, и мы окунёмся в порочный мир пиратской продукции, мир наживы и чистогана, мир плохого русского перевода и кривых болванок с полиграфией, отпечатанной на струйном принтере.

К сути: демо-версия отличалась разнообразием — вот главный герой Змей выходил из воды и снимал ласты, вот он раскладывал противников в disposal facility , вот ехал в лифте. Все это было стилизовано под фильм: на экране шли титры, где было указано кто режиссёр (какой-то кыргыз по имени Хильяс Козамов или как-то так), кто автор сценария, кто озвучивал главных героев и чуть ли не кто ставил свет с камерой и кто кричал «мотор!». Такой стилизации «под кино» мы в играх раньше не видели. У ребят, которые вовсю смотрели на папином VHS-видеомагнитофоне фильмы про Рэмбо и Кикбоксёра, были свои боевики, а Metal Gear Solid стал нашим, любимым, несмотря ни на что.

Выбравшись наружу, главный герой Солид Снейк (весь юмор перевода «Твердый Змей» мы оценили только в «русефецырованой версии») получал звонок на свою рацию, встроенную непонятно куда — слово «наномашины» нам тогда не было знакомо и мы крайне смутно понимали сюжет. Надо ли говорить, что половина переговоров по кодеку просто прошла мимо нас — в «Метал Гир» тогда играли чисто ради геймплея. А развернуться в нём давали — так издеваться над охранниками можно было только в этой игре, остальные консольные боевики такого не позволяли.

Скажем, охранники реагировали на следы на снегу; можно было простудиться на морозе и чихнуть в неподходящий момент; местный волчонок, случайно пописавший на картонную коробку, где свернувшись в три погибели сидел незадачливый супершпион, делал проходимой пещеру с большими и злобными волками, а уж количество секретов, спрятанных на базе не поддавались никакому подсчёту.

Стоит ли говорить, что как только игра появилась на благословенной «Горбушке» (или митинском радиорынке, где испокон веков люди затаривались играми, легально и не очень), герой нашего рассказа сразу же прикупил её, новую, только что вышедшую игру про Солида Снейка, хотя она была недешевой — целых два диска (для незнающих поясним, что тогда от количества дисков зависела стоимость игры, и какая-нибудь Phantasmagoria на ПК не очень котировалась, потому как занимала аж пять CD).

Сюжет вертелся вокруг шпиона Солида Снейка (как зовут «Твердого Змея» на самом деле — мы узнаём только в самом конце), который после событий прошлой части игры (тут важно упомянуть, что эти события не так уж и важны до самого финала) отошёл от шпионских дел, бросил сверхсекретное подразделение «Гончая» (Foxhound) и спокойно жил себе на Аляске в компании с собаками-хаски. Однако, спустя несколько лет отпуска, его срочно вызывает начальство и сообщает, что сотрудники его бывшего подразделения теперь террористы: они захватили на острове Тень Моисея (Shadow Moses) бункер с ядерными ракетами и угрожают разнести полмира.

Это, разумеется, всего лишь завязка, и в итоге всё развернётся не так, как ожидается. Ядерные ракеты окажутся не такими уж и важными, а из-за смерти некоторых «террористов» можно натурально разрыдаться от горя. Проблематика сюжета поднимет такие вопросы как клонирование, генная инженерия, «тварь я или право имею» и прочие, прочие, от которых неокрепший детский мозг натурально взрывался в восторге.

Однако, купленный нами Metal Gear Solid был с багом — в определенный момент прохождение стопорилось — просто было непонятно, что делать. Дабы не спойлерить лишнего, скажем лишь, что требовалось вбить определенную частоту в свой Codec (она настраивалась на манер японского портативного радио), а вот что это была за частота, казалось, знал лишь главный разработчик — тот самый узбек Холбек Кодзоев (шутка про «хитрого узбека» закрепилась надолго). Однако западные геймеры игру прошли, что наводило на некоторые подозрения.

Как оказалось в далёкие от цифрового распространения 90-е разработчики изобрели очень изощрённый вид DRM — принтерный. Требуемые цифры располагались на оригинальной коробке с игрой, на одном из скриншотов. Пиратка с другой накаткой? Болванка? Прощай, извини. В итоге узнавали в СНГ заветные цифры кто как умел. Многие, можно сказать, подавляющее большинство, ждали выхода игрового журнала с прохождением (и дождались!), а кто-то выпытывал частоту у друзей из Европы или пользовался чудесами телефонных технологий, собственной находчивости и знаний английского. Ну, то есть, пользовался сетью интернет на впечатляющей скорости в 22 килобита. Поскольку никаких поисковиков тогда в их классическом виде не было, подобных уникумов можно было пересчитать по пальцам одной руки неосторожного шпиона.



Типичная пиратская накатка. Ощутите разницу.

Не меньше проблем игрокам всего мира доставила и битва с боссом Психо Мантисом. Этот поганец брал под контроль не только Мэрил, но и в самом прямом смысле вашу консоль! Паршивец в противогазе читал содержимое ваших сейвов и постоянно подтрунивал как над вашими успехами, так и над неудачами (к примеру сколько солдат вы укокошили). К тому же ему удавалось предсказывать каждое ваше движение и ловко уходить от атак. Решение казалось бы непроходимой задачи вновь скрывалось по нашу, геймерскую, сторону реальности. Достаточно было переключить геймпад в другой слот, как силы Мантиса полностью иссякали и столь надоедливого босса можно было завалить буквально за минуты. Легендарная фишка, которая, увы, была вырезана в ПК-порте.

Metal Gear Solid была знаменита не только геймплейными новшествам и неожиданными ходами, которые выходили за границы стандартного мира видеоигр, но и выдающимся по меркам 1998 года сценарием. Не один, но два диска обеспечивали полную многоголосую озвучку всех персонажей, множество видеороликов и даже субтитры (что было далеко не в каждой игре, к сожалению). Всё это, плюс предыдущий опыт работы Хидео Кодзимы над визуальными новеллами, в которых кроме сюжета практически ничего и нет, подарили миру не меньший набор остросюжетных твистов, чем достопочтенная Final Fantasy VII .

Кто же такой Ликвид Снейк? НИЧЕГО СЕБЕ! Что замышляет Наоми Хантер? ОГО! Кто такой Кибер-Ниндзя? НУ НИФИГА! Игра искрила подобными вещами. И, может быть, сейчас подача резких сюжетных ходов выглядит аляповато, поверьте, для тысяча девятьсот девяносто восьмого года это было что-то совершенно запредельное.

Заканчивалась игра фирменным «вот это поворотом» и объясняла, почему главный злодей игры — Ликвид Снейк умудрялся называть главного героя — Солида Снейка — братом, и, при условии, что вы знали английский, заставляла себя проходить еще раз — в MGS были две концовки, по числу спасаемых персонажей — либо вы оставались с ученым Отаконом, либо с боевой подругой Мэрил. На счастье, в сиквеле, вышедшем через долгих три года, об этих двух концовках быстро забыли и «Метал Гир» свернул немного не туда.

Однако, прежде чем мы перескочим на несколько лет вперёд, было бы несправедливо забыть про ещё пару продуктов, которые имеют прямое отношение к MGS . Во-первых это кривой-косой, но для некоторых игроков самый первый Metal Gear Solid , а именно его порт для ПК, который издавала Microsoft . В этой версии, как уже упоминалось выше, не было некоторых игровых фокусов, зато она шла сразу с полным набором дополнений, включая VR Missions.

Эти самые VR-миссии являли собой сборник достаточно простых по геометрии, но сложных с точки зрения игрового дизайна уровней, где главный герой Снейк должен был добраться из одного конца карты в другой или выполнять несложные задания. Никакого сюжета, чистый геймплей. Нечто подобное сейчас можно наблюдать в Volume (на ПК и PS4).

Во-вторых, не будем забывать про ремастер первой игры на движке сиквела эксклюзивно для GameCube , который носил поэтическое имя Twin Snakes . Поскольку режиссурой занимался не сам Кодзима, а настоящий кинорежисёр Рюхей Китамура , это произведение в фанатской среде является самым спорным. Кодзима упрашивал Китамуру использовать самые глупые ракурсы камеры и самые неправдоподобные прыжки: в одной из заставок Снейк прыгает на выпущенную по нему из вертолета ракету Стингер, отталкивается от неё, делает обратное сальто, и всё это за полсекунды перед тем как ракета взрывается. Из MGS 2 вместе с движком переехали и некоторые геймплейные фишки, например, возможность стрелять от первого лица или улучшенный искуственный интеллект врагов. Некоторым рьяным поклонникам пришлось не по душе изменение духа и стиля игры, который привнёс с собой новый постановщик, но по правде сказать, если у вас есть желание прощупать первую часть, то делать это лучше именно с помощью Twin Snakes через эмулятор.

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)

Но вернёмся к сиквелу. Если первую часть условно можно было бы принять за такой «боевик из 90-х» с картонными героями, да персонажами, сворованными из фильмов (Снейк — герой Курта Рассела Снейк Плискин в фильме «Побег из Нью-Йорка» , Револьвер Оцелот — типичный Ли Ван Клифф из вестернов, робот Metal Gear — из любого аниме с боевыми роботами, так любимого на родине геймдизайнера Хидео Кодзимы , да по совместительству, ещё и герой его старых игр — Snatcher/Policenauts , а Мэрил так и вообще взята из другой визуальной новеллы Кодзимы Policenauts напрямую), то вторая часть Металгира — это уже «боевик из 2000-х», где всё не так, как происходит на самом деле, границы жанра размыты, а четвёртая стена между персонажами и игроком пробивается намного чаще.

К большому сожалению, герои нашего рассказа не смогли поиграть в MGS2: Sons of Liberty на новомодной тогда консоли Playstation 2 — зато, спустя всего год, игра вышла на благословенном его величество КОМПЬЮТЕРЕ, где ловкие пираты нарезали аж целых пять болванок (игра была одной из первых, занимающих ВЕСЬ ДВУХСЛОЙНЫЙ DVD целиком, а то был гигантский объем по тем временам, так что люди повадились делить это на привычные «пять CD по 650 Мб»). Получалось у пиратов откровенно плохо: нашлись единичные точки, которые хотели тратить сразу пять дисков на одну игру, а потому многие жители замкадья получили шанс ознакомиться с серией лишь когда Софктлаб соизволил издать MGS 2 официально. Опять же без перевода на Великий и Могучий, зато с красивой книжечкой-руководством.

Вторая часть была… странной, но при этом очень привлекательной в плане сюжета. По сути она собрала все возможные теории заговора о том, что «власти скрывают», «правительства не существует», «сколько было истребителей» и подобном, а все сюжетные дыры в ней были аккуратно закрыты «наномашинами». Неподготовленному зрителю и игроку игра казалась весьма сумбурным цирком-шапито. На сей раз великий геймдизайнер Хидео Кодзима решил сделать главным героем не полюбившегося фанатам Солида Снейка , а никому не известного молодого паренька Райдена , который выглядел как типичный японский певец J-POP — длинные волосы и «кавайная» внешность, не дающая понять пол персонажа.

Причем начиналась игра вполне себе бодро с главным героем Снейком, вот только этот пролог на танкере, который захватывают российские военные (долгая история, проехали) проходился минут за 40 и дальше вы играли уже Райденом на совершенно другой локации — нефтеперерабатывающей очистной платформе Big Shell. Всю разработку это тщательно скрывали и после выхода игры многим смена одного главного героя на другого (плюс небольшая смена сеттинга) показалась издевательством.

Поэтому в четвертой части Райдена задвинули куда подальше, а потом и вовсе отправили в собственную игру от ещё более безумных, чем Кодзима, японцев из Platinum Games (речь про Metal Gear Rising: Revengeance ).

Metal Gear Solid 2 навсегда запомнится не только сногсшибательной на момент выхода графикой и сюжетом, для растолкования которого потребовался финальный набор катсцен и переговоров, исчислявшийся ДЕСЯТКАМИ минут. Для авторов этого материала MGS2 — это некий эталон того, как, право слово, не стоит портировать на персональный компьютер консольные игры. Игра корректно отображалась на единичных видеокартах, для всего остального были пляски с бубном и интернет-советы на скорости 56 килобит. Управление тоже давало жару. Мышка? Логичная раскладка? Ха-ха-ха. Очень смешно. Хотите прицелиться от первого лица — делайте это стрелочками на клавиатуре. Что, боль стала невыносимой? Рискните подключить геймпад, но нет никакой гарантии, что игра не перепутает аналоговые стики и вы не улетите в пропасть, подскользнувшись на голубином дерьме от того, что в определенный момент MGS2 для ПК без уведомления поменял чувствительность стиков. Но MGS2 была слишком хороша как игра, чтобы обращать внимания на подобные мелочи. Да, MGS2 была НАСТОЛЬКО хороша.

По сравнению с первой частью механика обросла ещё большим количеством мелочей, которые казались безумными, поскольку невероятный технологический скачок был в первую очередь направлен на улучшение игрового процесса. Вы могли определить, где находится противник по тени на полу (это работало в обе стороны); намокнув, герой оставлял за собой следы, что тоже потенциально могло бы вас выдать. Существенно подросла и экшен-часть. Стрелять стало заметно удобнее, а некоторые куски прямо были расчитанны не на ползание в вентиляции, а на ураганный боевик. При этом структурно игра до боли напоминала MGS1 , вплоть до того что персонажи удивлялись, почему всё происходит именно так, как уже было раньше, чему ближе к финальным титрам нашлось чрезвычайно хитроумное и в то же время очень простое объяснение.


Тень на полу и отражения вполне могли навести врагов на ваш след

Как и игра-предшественница сиквел поднимал множество «взрослых» и философских тем, которые были несвойственны играм того времени. Что такое демократия и насколько она иллюзорна, проблемы детей-солдат, предопределена ли наша судьба или мы сами её творцы. Но Кодзима не был бы бурятом (узбеком, киргизом), если бы игра не изобиловала порой чрезвычайно гротескными персонажами а-ля Fat Man (толстый бомбист, разъезжающий на роликах) и сюжетными арками, которые больше подошли бы сериалу типа «Санта-Барбары». В качестве вишенки на этом постмодернистическом торте выступал резкий клиффхэнгер в духе «ну теперь-то вы точно купите новый Metal Gear».

И сделано это было исключительно ради того, чтобы отпрыгнуть на десятки лет назад, в период холодной войны, и подвесить все перипетии Солида Снейка, Райдена и Отакона в воздухе аж до 2008 года. Однако, как потом оказалось, такой своеобразный поворот мысли Кодзимы подарил нам чуть ли не лучшую игру про классических шпионов, которая легко перещеголяла бы большую часть произведений легендарной «Бондианы».

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)

Третья часть Metal Gear Solid 3: Snake Eater должна была стать финальной — об этом ходили многочисленные слухи. В «режиссёрское кресло» планировали то Джона Ву , то чуть ли не Стивена Спилберга , то геймдизайнера Konami Сюё Мурату. Главным героем должна была стать то Мэрил, то повзрослевший Райден. Однако Кодзима не был бы Кодзимой, если бы не все долгие годы разработки удачно троллил игровую прессу и нас, игроков.

Апофеоз случился на Е3 в 2004-м году, где всё стало ясно — главный герой, снова Снейк (а никакой не Райден), место действия — Целиноярск, СССР (разумеется, город вымышленный). Время действия — 1960-е, самый разгар холодной войны между США и СССР. Ну и режиссер и главный геймдизайнер — разумеется, наш любимый туркмен — Хинжал Коджарлыев.

Геймдизайнер не подвёл и выдал лучшую игру из всей серии — об этом фанаты даже и не спорят. Первая часть MGS была «боевиком из 90-х», вторая — «постмодернистическим боевиком из 2000-х», а вот третья вернулась немного к корням и вовсю пародировала, где-то даже издевалась, а где-то наоборот отдавала дань уважения такому жанру, как «бондиана». Сюжет рассказывал о похождениях молодого оперативника Джона с позывным Naked Snake , который пробирался на территорию Советского Союза, чтобы встретиться с русским ученым Николаем Соколовым , готовым продать Америке секрет создания боевого танка с ядерным запасом на борту под названием «Шагоход «.

В MGS3 сюжет игры отошёл от чрезвычайно сложных проблем мироздания и жизнеустройства, да и сам темп повествования поменялся под стать 60-м на более лёгкий. Это вовсе не значит, что Кодзима задвинул подальше свои неожиданные смысловые пируэты (чего только стоит финальный монолог The Boss), тем не менее MGS3 был более легкомысленным в хорошем смысле. Тут хватало как стёба над предрассудками холодной войны (бронеступы бабы-яги, джунгли в сердце Сибири, товарищ Хрущёв на линии), так и дружеских подколов в сторону бондианы и её штампов. Глобально же MGS3 стал началом альтернативной саги — истории о становлении главного антагониста серии — Биг Босса. Примерно то же самое пробовал провернуть Джордж Лукас с Дартом Вейдером в «Звёздных Войнах «, только у Кодзимы, как показала история, получилось как-то поровнее и без Джа-Джа Бинкса.

Сильнее всего в сравнении с предшественниками поменялся игровой процесс, который сделал первые смелые шаги в сторону выживания и открытого мира, за которые сейчас нахваливают MGS5 . После каждой перестрелки Снейку требовалось залечивать раны, прижигать пулевые ранения, а ножевые зажимать жгутом. Запасов, естественно, было в обрез, а лечение с помощью местной флоры и фауны, на которую приходилось частенько охотиться, не было панацеей. С упоением вспоминается момент, когда, на последних миллиметрах полоски здоровья сожрав неизвестный фрукт, Снейк благополучно умирал от отравления.

Боевая система также изменилась — появилась CQC (Close Quarters Combat ), где удары врагам наносились не простым нажатием на кнопку, а делались сложными комбинациями, позволявшими творить с врагами что угодно: скажем, выбить из рук пистолет или перебросить через бедро.

Прятки в игре тоже стали сложнее, так как в механику было введено такое понятие как камуфляж. В лесу? Обмажьтесь зелёным. На военной базе? Переоденьтесь в серое. В горах? Прикиньтесь камнем. Не очень продуманный интерфейс и постоянная надобность в смене «скинов» раздражали многих журналистов и игроков, так что любимой эта механика едва ли стала. Огромные сибирские джунгли были максимально свободны для исследования в любое время, содержали в себе массу секретов, а проникновение на те или иные объекты в игре было по стандартам 2004 года максимально нелинейным. Интересно здесь был оформлен даже Fast Travel, когда Нэйкед Снейк мог залезть на конвейер и, прикинувшись нужной коробкой, уехать аж в другой конец игрового мира (чего не было со времён первой части на MSX2 /NES ).

Отдельного упоминания заслуживают боссы. Граждане The End и The Sorrow отпечатались в памяти как одни из самых нетривиальных и выдающихся промежуточных гадов в истории видеоигр. Снайперская дуэль с The End могла бы вообще не состояться, если бы вы ранее по ходу игры нажали на курок в одной из катсцен (о чём игра не говорит вообще) или оставили консоль на недельку полежать после сохранения перед боссом. Тогда бы The End просто умер бы от старости. Обсуждая The Sorrow , трудно удерживаться от спойлеров. Намекнём только, что победить его можно лишь включив рефлексы на Психо Мантиса из MGS1 и подумав о том, что лежит у вас в инвентаре.

Всё это вместе с невероятно стильными экшен-кусками/заставками, эталонной для духа времени музыкой и выдающейся по стандартом PS2 графики заставили нас простить Хидео, который откровенно обманул нас с прямым сиквелом MGS2 .

А его пришлось ждать куда как дольше, чем все рассчитывали.

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)

Помимо множества десяток в профильной прессе и невероятно длинных катсцен (во время которых консоль легко могла уйти в спящий режим — скажем самая длинная катсцена в игре длилась почти 27 минут, а самая длинная последовательность катсцен — 71 минуту, чем MGS4 даже заслужил запись в Книге рекордов Гиннесса ), знаменит своим практически бесконечным циклом разработки.

Скажем, вот такой ролик сделали Konami и Kojima Productions задолго до анонса четвёртого Метал Гира. В нём шикарно троллили всех, даже серию стелс-игр от Ubisoft Splinter Cell , многое своровавшего по геймплею из серии Metal Gear :

Вполне довольные эксклюзивным статусом PlayStation разработчики практически не думая вскочили на хайп-поезд PlayStation 3, и MGS4 заявлялся мощным козырем платформы чуть ли не с самого её анонса.

Не без оснований, надо заметить. Пусть и настрадались они с архитектурой PS3 очень и очень прилично (даже в релизной версии FPS-счётчик частенько проваливался за 30 кадров). С сюжетной точки зрения, нас ждал финал приключений Солида Снейка, тут прозванного Old Snake . Отравленный в предыдущих играх вирусом FOXDIE , Снейк стремительно старел и в свои 40 выглядел как седовласый старик, чего многие игровые журналисты, не знакомые с серий, не поняли, написав про «пожилого оперативника Солида Снейка».

Всю игру башкир Хикмет Кодзиев закрывал сюжетные дыры предыдущих частей. Скажем, бессмертный «вампир» из второй части объяснялся наномашинами, быстро восстанавливающими клеточную структуру того, кому такие наномашины ввели в кровь, стремительное старение — также результат наномашин, как и пробирающий понос у бедного Джонни Сасаки (того самого «срущего солдата» из MGS1 ) — у него на эти наномашины непереносимость. Практически каждая вещь объяснялась наномашинами или их отсутствием, что породило своеобразный мем «Nanomachines, son!», когда любая глупость объясняется секретными микротехнологиями, на вид почти не отличающимися от магии.


Практически вся игра — это фансервис. Нам покажут всех, даже не самых нужных персонажей, вспомнят всё, что было не закрыто в оригинальных играх и требовало уточнения. В определенный момент вы даже вернётесь в первую часть — в прямом и переносном смысле переместившись на остров Shadow Moses . Остались какие-то вопросы по серии? На всё будет ответ. Вопрос только в том, понравятся ли вам эти ответы.


Игра запоминалась и продакт плейсментом — Konami сотрудничала тогда с Apple , поэтому у Снейка есть iPod , на котором можно слушать музыку, а Отакон пользуется Macbook . Некоторые персонажи ходили с тогдашним флагманским телефоном от Sony Ericsson , а в игре шутили, что «не надо менять диски — мы теперь на Playstation 3 и тут Blu-ray привод, а там 40 гигабайт, и этого нам хватит за глаза». Да-да, разбивание «четвёртой стены» продолжилось и здесь — в самом начале MGS4 были рекламные ролики несуществующих в реальности компаний (скажем ЧОП «Оцелотовая Хватка») и интервью с Дэвидом Хейтером (актёром озвучки Снейка) у которого брала интервью актриса озвучки Евы. Снимал эти видеовставки, кстати, выходец из России Алексей Тюлевич , который позже отметился созданием компьютерной графики к экранизации пелевинской «Generation П «.

От такой ерунды у играющего натурально взрывался мозг и за MGS4 закрепилось впечатление «очень японской игры не для всех», хотя по сути это был, есть и будет отличный стелс-боевик.

Из предыдущей части сюда вернулись раскраски и камуфляж, правда, в отличие от MGS3 , где краску надо было долго выбирать в меню, тут спец-костюм Снейка OctoCamo сам подстраивался под окружающую обстановку — надо было только замереть на несколько секунд на нужной поверхности, и костюм менял свой цвет как хамелеон (лежите вы скажем на ковре и Снейк у вас тоже цвета ковра, лежите на кафельном полу — и Снейк тоже становился цвета пола).


OctoCamo в, кхм, действии.

Но не стелсом единым - по желанию игра из стелс-боевика быстро превращалась в экшен. Причём настолько сбалансированный и увлекательный, что многие игроки предпочитали отыгрывать MGS4 именно напролом. Подспорьем в этом служила и экосистема: в игре был торговец Дребин у которого можно было покупать оружие и устраивать тотальный армагеддон всем встречным и поперечным. Самого оружия было просто завались, от обычных «калашей» до диковинных японских аркебуз. У некоторых стволов была даже кастомизация, что позволяло подогнать под себя даже простенький карабин M4. В этом плане четвёртая часть, наверное, самый экшен-ориентированный Metal Gear .

Вокруг нас постоянно (кроме шпионского третьего акта) шла война других группировок, и мы были ни за тех и ни за других, но устроить сладкую жизнь могли и тем, и другим. И это порой сильно помогало. К примеру, Снейк мог либо занять сторону повстанцев и зачистить от гадов всю локацию, чтобы спокойно собирать секреты. А мог стравить обе стороны и, пока те всласть обмениваются выстрелами различного калибра, тайно пролезть в нужное место. Однако истинные фанаты стелса всё же проходили игру по-честному, незамеченными, пользуясь лишь пистолетом с усыпляющими патронами, да CQC, который тут тоже остался, но претерпел изменения — многие игроки жаловались на сложность нанесения ударов в третьей части игры, тут же их существенно упростили для новичков. Игра вовсю использовала новые фишки Playstation 3: встроенные в геймпад гироскопы, аналоговые кнопки (чем сильнее вы жмете на кнопку, тем сильнее удар) и вибрацию. MGS4 стала первой игрой с поддержкой DualShock 3, который пришёл на смену геймпаду SixAxis без моторчиков. Четвёртая часть вывела серию на недосягаемую техническую высоту — в 2008-м это была самая «графонистая» и поражающая воображение игра на PS3, да и сейчас она выглядит весьма недурно. Благодаря прекрасной анимации, мощной режиссуре и запредельному вниманию к деталям от некоторых битв и катсцен челюсть отваливается даже 7 лет спустя. Ну, а эталонную работу звуковиков MGS4 не перебил, наверное, никто. Большую часть двухслойного Blu-ray диска (свыше 30 Гб, что было чудовищно в те годы) занимал честный несжатый 5.1. В игре звучало буквально всё, от сжимаемой кожи на перчатках Оцелота, до выбрасываемых из оружия лишних гильз при перезарядке на середине магазина.

Сюжетно Metal Gear Solid 4 давал прикурить всем предыдущим — тема «клонов» из первой части тут упоминалась совсем вскользь, тема «искусственного интеллекта» из второй — присутствовала постольку-поскольку, а практически вся игра была про Власть и Управление на фоне Старения Персонажей. Очевидные шутки про уход на покой старого солдата — это само отношение Кодзимы к этой игре. MGS4 должна была стать финальной точкой, огромным жирным восклицательным знаком, magnum opus Хидео.

Но не стала. К сожалению и к счастью одновременно.

Metal Gear Solid: Portable Ops / Metal Gear Ac!d

Далее фанатов до самого анонса MGS5 ждала череда портативных игр, качество которых варьировалось от «нормально» до «ХИДЕО ЗАЧЕМ?!!11» . Именно в последнюю категорию попадает Portable Ops для PSP. Хайп вокруг первого MGS для мощной (на тот момент) портативки PSP оправдался примерно никак. Базовые механики, которые вертелись вокруг менеджмента команды, были надоедливыми, графика даже по меркам PSP звёзд с неба не хватала, да и сюжетно Portable Ops историю Биг Босса двигала примерно никак. Ничего удивительного, что даже ярые фанаты серии редко вспоминают об этой части, не заходя в Википедию.

Отдельного упоминания заслуживает серия Metal Gear Ac!d , обе части которой можно описать, как «Демиурги про MGS». Ac!d была весьма неплохой тактической карточной игрой, однако антураж великой серии тут требовался только для того, чтобы Konami смогла продать её хоть кому-то, и в канон она не вошла (тут место для шутки про патинко-автомат).

Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)

Единственная портативная игра, которая заслуживает развёрнутого упоминания — это Metal Gear Solid: Peace Walker . Именно её прямым сиквелом и идейным наследником является MGS5 . Peace Walker была полноценной игрой серии, практически без портативных и маркетинговых компромиссов. Что её отчасти и погубило. Классическая механика MGS3 плохо работала на консоли с одним аналоговым стиком, дальность прорисовки была максимально снижена, а враги не видели Снейка в пяти метрах. Ближе к финалу время игровой сессии вырастало до неприемлемого для портативной игры уровня и напоминало игры на больших консолях. К тому же MGS: PW настоятельно намекал на кооперативное прохождение, что достаточно сложно было организовать на портативной платформе, созданной в 2005 году. А HD-порт в составе коллекции для старших консолей был слишком прост в прохождении. Это весьма иронично, если учесть, что мы говорим про очень важную для понимания MGS 5 часть.

MGS: PW презентовал пачку новых персонажей, которые обязательно заглянут в пятёрку (Чико, Паз, да тот же Кадзухира Миллер в предыдущих частях, по сути, упоминались вскользь). Здесь же впервые появилась механика «Материнской Базы», которую существенно расширили в MGS5 . Под стать пятёрке игра разделена на операции, большая часть из которых опциональны. Скрывать не будем, автор этих строк так и не смог побороть управление и осилить Peace Walker до конца на PSP, потому досмотрел игру на одном популярном видеохостинге. И это строго рекомендуется для понимания того, что же чёрт подери происходит в последних главах легендарной серии: Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes и Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain .

А происходит много чего. Во-первых, Metal Gear Solid V: Ground Zeroes не должна была стать отдельной игрой — она предполагалась прологом следующей части Метал Гира, которая вышла бы на той же самой PSP и была бы сиквелом Peacewalker . Однако, столкнувшись с проблемами при разработке на PS3, да и услышав, что «скоро выйдет nextgen», команда Kojima Productions решила сделать игру для современных консолей.

Время шло, деньги тратились, команда разрабатывала совершенно невообразимый движок (для правильного отображения света в ней даже нанимали специального человека, который следил за освещением на съемках кино), но никакой даты релиза от Кодзимы не поступало. Руководству Konami такое, видимо, надоело, и они непрозрачно намекнули Хидео, что пора бы выпустить уже что-то. Движок отдали для футбольного симулятора PES (Pro Evolution Soccer) , но этого было мало.

Тогда Кодзима пошёл на беспрецедентный для серии шаг. Он оторвал от MGS5 пролог и, добавив пару миссий, выпустил как отдельную игру по сниженной цене. Так как в MGS5 фоном идёт тема «двойственности», шаг сработал на ура для любителей поиска скрытого смысла — from Fox, two phantoms was born пишут в трейлере.

Ground Zeroes почти что прямо продолжает сюжет Peace Walker и рассказывает нам о том, как парень Чико идёт спасать предательницу-двойного агента Паз (если вы конечно играли в предыдущую игру или хотя бы послушали секретные кассеты, где об этом прямо говорится) на военной базе на Кубе. Собственно, в игре по сути ничего нет — одна база, несколько заданий в разное время суток и море фансервиса для своих. Игра получилась скорее рекламой движка Fox Engine , да подачкой, брошенной фанатам, чтобы люди не устали ждать новую часть.

Однако, Кодзима не был бы Кодзимой, если бы и тут не захотел потроллить людей — и на Video Games Award 2012 на сцену вышел с забинтованной головой мужик по имени Joakim Mogren (где Joakim - анаграмма Kojima), чтобы презентовать игру The Phantom Pain от некоей Moby Dick Studios . И хотя фанаты почти сразу же догадались, что это новый Метал Гир (очень уж похож персонаж со спины на Снейка), шутки про забинтованную голову и даже целая теория заговора о том, что некий доктор Серджио Канавера (заявивший, будто готов пересаживать головы людям хоть сейчас) — это на самом деле актёр, нанятый Кодзимой для пиара новой части Метал Гира, появляются в интернете до сих пор.

Но всё оказывается проще, новый Metal Gear Solid V: The Phantom Pain вышел, а теория заговора пока что одна — что же случилось в Konami , раз они решились на увольнение своего любимого уйгура и роспуск его студии. Узнаем ли мы ответ? Кто знает, кто знает.

Вместо окончания:

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

Мой первый авторский перевод (Концентрация копипаста- 0% ) ,получилось довольно неплохо, текст разбит на три части, ибо его много) Следующие части ждите на этой неделе. При прочтении советую включить что нибудь из саундтрека MGS , дабы прочувствовать .

Полная история Metal Gear,часть первая.

Полная история Metal Gear,часть первая.

Сюжетная линия такая запутанная,что даже сам Хидео Кодзима ее не понимает. Будьте готовы- эта статья может вызвать замыкания мозга. Здесь будет приведен список всех событий произошедших в истории MGS ,включая те, которых не было в играх серии.

Китай , Россия и США формируют организацию "Philosophers" .

В этом году рождаются Jack(Джек) , Naked Snake (Нейкид Снейк) и Big Boss (Биг Босс) .

Дед Otacon’а(Октакон) начинает работу над "Манхэттенским Проектом" .

Президент Джон Кеннеди отказывается подчинятся организации "Philosophers" (Философы) .

Наемный убийца убивает Кеннеди.

Платформа: PS2 (2004)

Реме́йки: PS2 (2005) – MGS3: Subsistence; 3DS (2011) – The Naked Sample

Описание: Большинство людей, которые не являются полными идиотами, полагают что Snake Eater - лучшая игра в серии Metal Gear . Она является одной из наиболее технологичных игр на PS2,и гораздо лучше в обновлении "Тhe Subsistence" ,которое внесло 3D камеру.

История: FOX агент Нейкид Снейк - отец Солид Снейка – спускается с парашютом в советские джунгли по приказу Major Zero (Майор Зеро) , чтобы спасти Российского проектировщика оружия и устроить саботаж объекта, на котором расположено новое Советское супероружие-Shagohod (Шагоход) . Его предает собственный наставник- The Boss (Босс) , предательство которого и угон Шагохода главным злодеем Volgin"ым (Волгин) покрывает детонация ядерной бомбы, которая подвела Virtuous Mission к провалу. Мир стоит на краю ядерной войны. Соедененные Штаты, обвиненные в бомбежке, заключают сделку, дабы доказать свою невиновность в случившемся они посылают Нейкид Снейка чтобы убить Босса и уничтожить украденный Шагоход . В джунглях ему помогает агент экс-Управления национальной безопасности Eva (Ева) , борется с агентом Spetsnaz"a (Спецназ) - Ocelot"ом (Оцелот) , узнает о существовании "Философов" и их фонде наследия- 100 миллиардов долларов , незаконно присвоеных Волгиным .Во время погони по Советской базе,Нейкид Снейк убивает и Босса и Волгина и узнает всю правду о его миссии.Ева раскрывает то,что она была тройным агентом- Американский агент, которая притворялась что переходит на сторону России, но фактически переходящий на сторону Китая – и пыталась обеспечить "the Legacy (Наследие) " для Китайцев. Босс должен был доставить денежный фонд в США, но был убит Нейкид Снейком по приказу Соедененных Штатов. В итоге США получило половину от фонда и делают Снейка новым Боссом ,но бросают его на произвол судьбы, злого на свою страну и на весь мир.

Биг Босс спасает Frank Jaeger (Френка Джагера) впоследствии ставшим Gray Fox (Грей Фокс) от гражданской войны в Мозамбике.

Metal Gear Solid: Portable Ops

Платформа: PSP (2008)

Ремейки и расширения: PSP (2009) – Portable Ops +

Описание: Игра получилась хорошей,с отличными мини-миссиями,но с ужаснейшим управлением,которое наверное было расчитанно на людей,у которых на две руки приходится три больших пальца

История: Спустя шесть лет после событий в Metal Gear Solid 3: Snake Eater , половина наследства еще гуляет по миру и Fox Renegades (Ренегады Фокса) ищут Биг Босса чтобы допросить его по поводу местонахождения денег. Во время заточения у Ренегадов ,в бывшем заброшенном Советском ракетном бункере в Колумбии, Биг Босс встречает Green Beret Roy Campbell (Рой Кемпбелл,Зеленый Берет) и совершает побег из заключения. Когда Биг Босс встречает своих товарищей из "Operation: Snake Eater missions" и узнает, что он обвинен во всем из-за предательства Фокса , и создает организацию "FOXHOUND" (Фоксхаунд) чтобы охотиться на Ренегадов Фокса . В его отряд входят Zero (Зеро) , Para-Medic (Пара-Медик) , Оцелот , Ева , и Джагер .

Фокс создает первого суперсолдата подвергнутого генным изменениям- Gene (Джин) .

Биг Босс побеждает и Фокса , и Джина ,который признает в Биг Боссе истинного приемника Босса ,передает Ренегадов под его командование,фонд, и планы по созданию военно-этнического государства "Army’s Heaven" (Небеса Армии) .

Восстание Фокса было организовано Оцелотом и Зеро , чтобы вывести директора ЦРУ из укрытия и захватить Наследство всех Философов .Уставшый от несоответствия и внутреннего политиканства секретного правительства Философов , Оцелот убивает главу ЦРУ, захватывает контроль над Наследством и формирует новую группу американских Философов с Зеро , Биг Боссом , и прежних участников Фоксхаунда из Snake Eater под новым именем. После осознания рухнувшей мечты первого Босса об объединенном мире "Патриоты" Зеро скоро взяли под свой контроль каждый орган власти Америки и сделали Биг Босса легендарной фигурой и номинальным главой их организации.

Фоксхаунд создает Американское Армейское Подразделение.

Биг Босс получает ранениеи впадает в кому. По инициативе Зеро, гены Биг Босса используют для создания трех детей, используя Еву как суррогатную мать. Solid (Солид) и Liquid Snake (Ликвид Снейк) были близнецами – несовершенными клонами их отца – в то время как третий брат, Solidus (Солидус) , был безупречным клоном Биг Босса . После восстановления,Биг Босс узнает о предательстве Зеро и ушел к Патриотам , покидает Фоксхаунд и блуждает по Земле...

Metal Gear Solid: Peace Walker

Платформа: PSP (2010)

Описание: Первоначально назван Metal Gear Solid 5,стал одной из 3 лучших игр для PSP.

История: Биг Босс возвращает себе былое кодовое имя- Нейкид Снейк и примыкает к военной организации "Солдаты без Границ" – вербуется Костариканскими агентами, чтобы помочь освободить страну от растущего военного присутствия. Снейк собирает армию, узнает о Peace Walker (Мирном Ходоке) – еще один Metal Gear опытного образца, разработанный как средство ядерного устрашения. Приведенный в действие, AI основанным на разуме первого Босса , Мирный Ходок ответит огнем без колебания, запуская ядерные ракеты по любой цели, которая будет его атаковать. КГБ убивает агента ЦРУ Колдмена ,который управлял слбытиями в Коста-Рике. Перед смертью он решает перепрограммировать Мирного Ходока на огонь по Кубе и передает поддельные данные в ПВО . Солид Снейк притворяется Биг Боссом чтобы убедить США,что запуск ядерных ракет- фальшивка. Когда США поверили Биг Боссу , AI Ходока решает затопить робота в океане,прерывая тем самым фальшивый сигнал.Биг Босс и его компания, совместно с проектировщиками Ходока строят свой Metal Gear , которого крадет собственный тайный агент Зеро - Paz Andrade (Паз Андраде) , который планирует запустить ядерное оружие Metal Gear"a в сторону Америки и развить MSF (Militaires Sans Frontieres, "Солдаты без Границ") . Снейк поступает так как должен был поступить- Убивает Зика прежде,чем обратиться к его войскам и пообещать им собственную страну – Outer Heaven (Внешние Небеса) ...