Меню

Энциклопедия сказочных героев: "Премудрый пескарь". Премудрый пескарь Сюжет сказки премудрый пескарь

Двигатель и его компоненты

В данной статье будет рассмотрена одна из страниц творчества знаменитого русского писателя Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина - рассказ "Премудрый пескарь". Краткое содержание этого произведения будет рассматриваться вкупе с его

историческим контекстом.

Салтыков-Щедрин - известный писатель и сатирик, создававший свои литературные творения в интересном стиле - в виде сказок. Исключением не является и "Премудрый пескарь", краткое содержание которого можно рассказать двумя предложениями. Однако в нем подняты острые социально-политические проблемы. Рассказ этот был написан в 1883 году, в период начавшихся репрессий императора направленных против активизировавшихся противников царского режима. В то время многие прогрессивно мыслящие люди уже понимали всю глубину проблем существующего строя и пытались донести это до народных масс. Однако в отличие от студентов-анархистов, мечтавших о силовом перевороте, передовая интеллигенция пыталась найти выход из положения мирными способами, с помощью соответствующих реформ. Лишь при поддержке всей общественности можно было повлиять на ситуацию и предотвратить существующий беспорядок, считал Салтыков-Щедрин. "Премудрый пескарь", краткое содержание которого будет дано ниже, саркастически повествует нам об определенной части российской интеллигенции, всячески уклоняющейся от общественной деятельности из страха перед наказанием за вольнодумство.

"Премудрый пескарь": краткое содержание

Жил да был один пескарь, да не простой, а просвещенный, умеренно-либеральный. С самого детства наставлял его отец: "Берегись опасностей, подстерегающих тебя в реке, кругом полно врагов". Пескарь решил: "И правда, в любой момент тебя либо на крючок

поймают, либо щука съест. А сам-то ты никому вреда причинить не можешь". И решил он всех перехитрить: построил себе нору, где безвылазно жил, "жил и дрожал", на поверхность выходил лишь в полдень, чтобы поймать какую-нибудь мошку, что не всегда удавалось. Но пескарь не огорчался, главное - цел. И всю жизнь прожил он так, и не было у него ни семьи, ни друзей, и жил он в постоянном страхе за свою жизнь, но он был очень горд сознанием того, что умрет не в ухе или в пасти рыбы, а своей смертью, как и его почтенные родители. И вот лежит пескарь в своей норке, помирает от старости, бегут в его голове ленивые мысли, и вдруг как будто кто-то шепнул ему: " А ведь зря ты жил, не сделал ничего ни полезного, ни вредного... Лишь корм переводил. Помрешь, никто про тебя и не вспомнит. Даже и премудрым тебя почему- то никто не называет, только дураком да остолопом. "И понял тогда пескарь, что он сам лишил себя всех радостей, что место его было не в этой искусственно вырытой полутемной норке, а в естественной среде. Но было уже поздно, он лежал и засыпал. И вдруг пропал пескарь, никто не знает как. Скорее всего, помер да всплыл на поверхность, потому что никто не стал бы его есть - старого, да еще и "премудрого".

Таково краткое содержание. "Премудрый пескарь" повествует нам о бесполезных для общества людях, которые всю жизнь живут в страхе, всячески избегая борьбы, самонадеянно считая себя при этом просвещенными. Салтыков-Щедрин в очередной раз жестоко высмеивает жалкую жизнь и образ мыслей подобных людей, призывая не прятаться в норе, а смело бороться за место под солнцем для себя и своих потомков. Не только уважения, но даже жалости или сочувствия в читателе не вызывает премудрый пескарь, краткое содержание существования которого можно выразить двумя словами: "жил и дрожал".

02.11.2017

В статье вы познакомитесь с кратким содержанием известной сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», которое можно использовать для читательского дневника. Написана в 1883 году. В оригинале называется не «пескарь», а «пискарь», так как этот вид рыб издает звуки, похожие на писк. Произведение имеет сатирическую направленность и написано для взрослых — в нем автор обличает настроения трусости и малодушия, овладевшие обществом.

Итак, краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

У молодого пескаря были очень умные родители, которым удалось прожить долгую жизнь и умереть своей смертью, избежав крючка рыболова и нападения хищной щуки.

Отец-пескарь перед смертью говорил сыну, что если он хочет наслаждаться жизнью, то должен смотреть в оба. Молодой пескарь и сам понимал, что со всех сторон ему угрожает опасность: может проглотить большая рыба, перерезать клешней рак, впиться водяная блоха. Но самая большая угроза жизни исходила от человека с его неводами, сетями и удочками.

Отец делился воспоминаниями, как он малышом был пойман неводом и чуть не угодил в уху, но был отпущен добрым стариком. Следуя наставлениям отца, он за год вырыл себе такую отличную нору-убежище, что кроме него в нее никто не мог забраться.

По ночам, когда река и все ее обитатели погружались в сон, он совершал моцион при лунном свете, а днем сидел в норке и дрожал. Покинуть норку в поисках еды он позволял себе только в полдень, когда все рыбное царство было уже сытым.

Каждый день он радовался тому, что продержался и остался жив, и со страхом думал, что же будет дальше. Ведь опасности подстерегали берегущего свою жизнь пескаря на каждом шагу. Один раз напротив его убежища застыл рак и наблюдал за пескарем своими костяными глазами. В другой раз его целый день подстерегала щука, устрашающе стуча зубами, но так и уплыла ни с чем.

Премудрый пескарь прожил долго, как и планировал, но при этом он был лишен семьи, потомства и общения с друзьями-пескарями. За свою столетнюю жизнь он заплатил одиночеством и постоянным страхом.

В своих предсмертных размышлениях он пришел к выводу, что все пескари давно бы повывелись, если бы вели себя, как он.

Даже умирая, пескарь дрожал. Он исчез из кипучей речной жизни, но никто этого даже не заметил. Вот такая грустная сказка.

Пересказ предоставлен Коровиной Мариной.

Год написания: 1883

Жанр: сказка

Главные герои: одинокий маленький пескарь

Сюжет

В одной речке жил пескарь, который всего боялся. Еще старый отец перед смертью в пасти у щуки учил его, что пескари - маленькие рыбешки и должны всего опасаться и всем кланяться: и щукам, и ракам, и карасям. Так и жил он по отцовскому завету, всего боясь, не женился, не завел детей, потому что и этого боялся. Всех предупреждал о том, что жить нужно с оглядкой, осторожно, словно украдкой.

И прожил наш мудрый пескарь до ста лет, потому что берег свою одинокую жизнь. В старости он решил совершить дерзкий поступок: проплыть по реке днем, но пугается и вновь возвращается в свою нору. Там он и умирает, понимая, что жизнь его совершенно бесполезна, и если бы все рыбы вели себя как он, то они бы давно все вымерли. И в конце концов исчезает он из норы неизвестно куда, ведь даже хищные рыбы его уже есть не хотели, называли «постылым» и «остолопом».

Вывод (мое мнение)

В образе премудрого пискаря автор изображает человека, который никому не принес радости, не сделал ничего хорошего для общества и для людей. Он боялся только за свою совершенно бесполезную жизнь, которая и ему-то самому никакого удовольствия не доставляла. Пескарь прожил до ста лет, но кому от этого стало лучше или хуже?

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что "мир не оканчивается стенами хлева". Овцы стали глумливо именовать его "умником" и "филозофом" и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный "вольного -барана во сне видел".

Богатырь

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.


Дикий помещик

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось… мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар".


едстав перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: "Поди проспись!" Во второй — заподозрен в "сицилизме" и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: "Знаешь ли ты, что такое добродетель?" — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно", и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход "диспута" Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, "так здраво рассуждал, что и ослу впору". Считал, что "всякому зверю свое житье предоставлено" и что, хотя зайцев "все едят", он "не привередлив" и "всячески жить согласен". В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель — герой одноименной сказки, "был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели. Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, "от киселя остались только засохшие поскребушки", В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только "господамн"-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, "сытости… не знают".

Баран-непомнящий

Бедный волк

Богатырь

Верный Трезор

Ворон-челобитчик

Вяленая вобла

Гиена

Господа Головлевы

Деревенский пожар

Дикий помещик

Дурак

История одного города

Карась идеалист

Кисель

Коняга

Либерал

Медведь на воеводстве

Орел-меценат

Премудрый пескарь

Пропала совесть

Рождественская сказка

Самоотверженный заяц

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин
  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле, направил по верному пути Булгакова, Зощенко и Чехова.

Начал писать Салтыков-Щедрин еще в юном возрасте. Первое произведение было написано им в возрасте шести лет и на французском языке. А первая публикация датирована мартом одна тысяча восемьсот сорок первого года.

Переехав в Петербург, писатель стал много времени уделять созданию рецензий для «Современника», в этом же издании он опубликовал повести: «Противоречия» и «Запутанное дело». Результатом этих публикаций стала немедленная ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку. Так лично распорядился сам Николай I. В Вятском «плену» писатель пробыл около восьми лет. Он смог построить завидную карьеру, между делом успел ознакомиться с системой бюрократии, жизненным укладом помещиков и крепостных. В дальнейшем все это найдет отражение в его произведениях.

Только после смерти царя Салтыкову-Щедрину было позволено возвратиться в Петербург, где он начал работать над «Губернскими очерками», которые принесли писателю неслыханную популярность. Находясь на государственной службе, Салтыков успевал публиковаться в нескольких изданиях. Позже он вышел в отставку и продолжил литературное творчество. За один год работы с «Современником» он напечатал шестьдесят восемь произведений, в число которых вошли первые его повести из серии «Помпадуры и помпадурши» и роман с сатирической ноткой «История одного города». Возникшие материальные проблемы заставили Салтыкова выйти снова на службу. Далее были два года тяжелого творческого кризиса.


Выйдя в отставку окончательно, он был назначен ответственным редактором журнала «Отечественные записки», в котором и продолжил свои публикации. Писатель смог сформировать свой личный, присущий только ему стиль писателя. Он обходил строгую цензуру благодаря задействованию иносказаний. В своих произведениях Салтыков-Щедрин сатирически отразил картину современной России, высмеял пороки общества и описал во всех подробностях типичную бюрократию и реакционеров.