Меню

Чем питаются животные? "как питаются разные животные" характерная зубная формула собаки.

Устройство автомобиля

Откуда что берется?

Что мы себе представляем, когда речь заходит о добыче пропитания нашими меньшими братьями? Кто-то бесшумно крадется по пампасам, жадно высматривая беззащитное парнокопытное, которое, в свою очередь хлопотливо, но разборчиво пощипывая травку, тщательно изучает местность на предмет нападения хищников.

Кто-то сидит на камушке, провожая грустными глазами пролетающую мимо козявку, а когда та, решив, что благополучно проскочила опасную зону, сбавляет ход, жадно «стреляет» в нее своим длиннющим языком и, не жуя, проглатывает несчастную. Кто-то стремительно несется по морским глубинам с раскрытой пастью, куда попадает и съедобное, и несъедобное, а у кого-то просто стоит себе миска в углу, и откуда в ней берется еда – неважно.

Но в нашей природе встречаются звери, чьи способы добычи пищи настолько оригинальны, что достойны отдельного разговора. Этим животным и их забавному умению снискать себе хлеб насущный и посвящена данная статья.

Выдыхай, выхухоль!

Выхухоль знают все. Правда, для большинства вся информация об этом зверьке сводится лишь к названию – как только не склоняли злые языки бедную выхухоль, сколько анекдотов про нее насочиняли! Родителям на заметку: вот что значит дать отпрыску неудачное имечко. Но мы не будем издеваться над бедной выхухолью, а просто расскажем, как она питается.

Этот зверь предпочитает малоподвижных обитателей пресных водоемов: моллюсков, личинок насекомых, пиявок и прочую гадость, которую вы точно есть не станете. При этом выхухоль не носится суетливо по дну озера, выискивая добычу, та сама приходит в нужное место. Как же это происходит?

Всю свою сознательную жизнь выхухоль занимается тем, что, выкопав в донном иле десяток траншей, просто путешествует по ним, попутно собирая добычу. Летом пищи много и эта пища буквально табунами ломится в «окопы», привлеченная острым запахом мускуса, который зверек оставляет на стенках. Только вот, зимой объекты охоты становятся вялыми, ищут, где проще и легче переждать морозы. Но и тут выхухоль снова на высоте!

Зимой, прежде чем нырнуть на дно, выхухоль набирает внутрь побольше воздуха, а когда она передвигается по своим траншеям, то выпускает пузырьки равномерной цепочкой, и к ним еще добавляется воздух, «застрявший» в шерсти животного. Пузырьки собираются над траншеей под нижней поверхностью льда и образуют пустоты. В результате подо льдом, над донными траншеями выхухоли, создаются условия лучшей аэрации, что, в свою очередь, и привлекает сюда моллюсков, пиявок и даже мелкую рыбу, обещая им якобы комфортную зимовку. Ну, а выхухоли остается лишь регулярно путешествовать по своим траншеям, и собирать себе очередной завтрак или обед.

Бомба для страуса

Африканского стервятника природа наделила любовью к «живой» пище, но, как бы посмеявшись, наградила сравнительно маленьким и слабым клювом. Только и оставалось стервятнику, как уныло следовать за более сильными птицами-падальщиками, выковыривая своим хрупким инструментом жалкие остатки еды из тех мест, куда более солидные грифы просто не в состоянии просунуть свой могучий клюв.

Но хитрая птица нашла выход! Страусиные яйца, которые так хорошо видно сверху – вот подходящая пища для настоящего хищника, не желающего питаться объедками с чужих столов.

Мысль хорошая, но как же разбить толстую скорлупу? Яйцо страуса тяжелое, в обхвате неудобное, в воздух его не поднять. Продолбить клювом? – нереально! И тогда стервятник решил обучиться… искусству бомбометания.

Обнаружив яйцо, птица начинает кружить над ним в поисках подходящего камня. Прихватив булыжник поувестистей, но такой, чтобы не выпал раньше времени, стервятник вновь летит к яйцу, подбирается к нему поближе, прицеливается как может, и метает снаряд в цель.

Конечно, яйцо разбивается не сразу, да и попадания не всегда меткие. Но терпение и труд все перетрут. Рано или поздно «бомбардировка» делает свое дело, и на обед меленькому стервятнику достается огромное, свежее и вкусное яйцо страуса. Теперь главное – употребить его в пищу как можно быстрее, а то ведь дармоедов и в воздухе и на земле ох как много.

Клювастый копьеносец

Эту птицу недаром называют королем-рыбаком. Терпению и сноровке зимородка позавидуют самые прожженные рыболовы. Часами способен он сидеть на нависающей над водой ветке или на камышинке, или даже на кончике удилища одинокого рыбака, высматривая в воде свою добычу, и как будто зная, что где есть удочка, там ходит и прикормленная рыба. А как только птица обнаружит зазевавшуюся рыбешку, как тут же стрелой бросается в воду и мощным ударом клюва буквально пронзает свою жертву насквозь.

Кстати, как не ловок зимородок, а не всегда ему удается с первого раза насадить рыбешку на клюв. Иногда приходится делать несколько заходов. Но и на поимке рыбы проблемы, связанные с добычей корма, не заканчиваются. Теперь добычу надо как-то удержать налету. Ведь, во-первых, рыба может оказаться слишком большой и будет сильно перевешивать птицу, тянуть ее к земле. Во-вторых, кругом много конкурентов, тех же зимородков, никогда не брезгующих перехватить и отобрать добычу у своего собрата.

Такие столкновения не редки и всегда заканчиваются грандиозной дракой. Чтобы избежать конфликта и сохранить пойманную рыбу, зимородок обычно пытается быстро исчезнуть с места рыбалки. Несясь как метеор над водой, с насаженной на клюв рыбой, и крутя головой во все стороны (чтобы раньше заметить врагов), птица устремляется в глухую чащу, а оттуда, так сказать, предварительно «заметя след», – к своему гнезду. А вот как зимородок умудряется пролетать сквозь густые ветви деревьев, не сбавляя своей бешеной скорости – остается загадкой.

Медвежьи гнезда

Когда-то исследователи Дальнего Востока были буквально заинтригованы огромными, нелепыми гнездами, которые встречались в самых неожиданных местах, иногда по несколько штук на одном дереве. Причем в этих «гнездах» явно никто никогда не жил и жить не собирался, и для чего и кем они были построены – долгое время оставалось загадкой.

Впоследствии выяснилось, что сооружения эти – работа лап гималайских медведей. Когда мишка по нужде залезает на верхушку дерева, чтобы полакомиться его плодами, то тремя лапами он держится за ствол, а четвертой старается дотянуться до ветки с плодами. Поймав ветку, медведь просто отламывает ее, укладывает рядом с собой и аккуратно обирает плоды губами. Так ветка за веткой, на вершине дерева и собирается «гнездо».

Разделы: Начальная школа

Класс: 3 (по учебнику Н.Ф.Виноградовой)

Цель: углубить знания учащихся о разнообразии животных

Задачи: классифицировать животных по способу питания, доказать, что

  • животные - живые существа;
  • развивать мышление, память, воображение, речь;
  • воспитывать любовь к животным и ко всему живому

3. Работа над темой урока

  • Игра "Живая - неживая"
  • Животные - живые существа
  • Классификация животных по способу питания

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного

  • Задание в тетради
  • Кроссворд "Животные"

6. Охрана животных

7. Итог урока

Ход урока

1. Организация класса к уроку.

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

Тихонечко сначала сядут девочки, а затем мальчики. Сядьте красиво. Урок окружающего мира.

2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас много гостей, а во-вторых, нам вновь будет помогать наш друг компьютер. Приложение1

На сегодняшнем уроке мы как всегда будем изучать окружающий нас мир, ещё раз поговорим о животных, попытаемся доказать самим себе, что животные - живые существа, попытаемся разделить всех животных на группы по способу питания, а также узнаем много нового и интересного.

А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:

1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот

2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)

3) помассируйте мочки ушей

4) откройте третий глаз

С собой мы возьмём хорошее настроение и улыбку. Улыбнитесь друг другу и скажите: "Я тебе желаю успеха"

3. Работа над темой урока

Итак, как я уже сказала, на этом уроке снова пойдет речь о животных.

Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу?

Игра "Живая - неживая"

Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой - соответственно, не хлопайте.

(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек)

Сегодня нас интересуют животные.

  • А кого мы отнесём к животным?
  • Что вы знаете о насекомых?

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

  • О земноводных?

А чем отличаются жабы от лягушек? (У жаб бородавчатая кожа)

В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

  • О пресмыкающихся?
  • О рыбах?

Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

  • О птицах?

Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?

Животные - живые существа

Ой, ребята, с нашим компьютером что-то случилось. Произошёл какой-то сбой. Снова появилась та же таблица. Ну-ка, быстренько проверьте, всё ли так. Ошибка? Где? Докажите, что животные - живые существа.

Давайте, исправим ошибку. Теперь всё на своих местах.

4. Классификация животных по способу питания

А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.

(травой, насекомыми, животными)

Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?

  • Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядными)

(Доклад детей о растительноядных животных)

Что за животные изображены на этом снимке?

  • Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники)

(Доклад детей о хищниках)

Что вы можете сказать об этих животных?

  • Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.

(Доклад детей о всеядных животных)

Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?

Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?

Как они связаны?

Приведите мне пример любой цепи питания.

5. Физкультминутка.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть животных, а вы будете изображать их. Попробуем. (Медведь, заяц, волк, лиса)

А теперь я буду вас путать: говорить одно животное, а изображать другое. Будьте внимательнее. Изображайте то животное, что я вам назову.

6. Закрепление изученного материала

Задание в тетради (стр. 20 №57)

Тихонечко садитесь и откройте тетради и выполним № 57

Кроссворд "Животные"

А сейчас посмотрите внимательно на экран. Перед вами - очень странный кроссворд. Странный, потому что нет вопросов к нему. Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут кроссворды, которые находятся у меня в руке. Кроссворды разного цвета. Количество слов, зашифрованных в них, соответствует количеству клеток того же цвета в нашем большом кроссворде на экране. Есть задания, состоящие всего из 4 слов, а есть задания, состоящие из 7 слов. Вы можете выбрать любое. Если вы правильно разгадаете все слова, то по вертикали в своём кроссворде вы сможете прочесть название того животного, что спряталось на экране в строке соответствующего цвета. Работать будем парами. Как только ваша пара будет готова назвать слово, сигнализируйте мне об этом. Если сможем открыть все слова, то возможно по вертикали, мы тоже сможем прочесть какое-то слово.

Какое же слово у нас получилось (Молодцы)

7. Охрана животных

Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
(Б. Заходер)

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

(Звучит песня Е Мартынова "Лебединая верность") на экране фото лебедей

Удивительно красивая, но очень грустная песня о любви, верности и смерти двух прекрасных птиц, А случилось опять таки эта беда по вине кого? По вине человека.

Я хочу, что б жили лебеди
И от белых стай
Мир добрее стал.

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества. Всем желающим я хочу подарить вот такой символ принадлежности обществу любителей природы.

8. Рефлексия

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.



  • Познакомиться с разными способами питания животных.
  • Разделить животных по группам, относительно способов питания.
  • Определить место животного в цепи питания.
  • Воспитывать у учащихся любовь к животным. .

  • 1.На основе знаний о животных рассказать о пище, которой питаются животные.
  • 2. Разделить животных на группы по способам питания.
  • 3. Научиться составлять цепь питания.
  • 4. Воспитывать в детях любовь к животным.

Учеными США из университета Юты были представлены останки нового вида травоядного динозавра. По словам исследователей, они были удивлены, увидев, что череп животного великолепно сохранился. У этого вида динозавров было по

800 зубов , ученые назвали его "грипозаурус", от латинского "загнутый клюв ", так как форма строения черепа животного очень необычна, она загибается кверху. Исследователи утверждают, что новое открытие позволит пролить свет на то, какой была жизнь в этом регионе Америки за миллионы лет до того, как исчезли динозавры.


Ответ: 800 зубов.

Скажите, а зачем нужны зубы?


ОТВЕТ:

1. Зубы помогают убить жертву .(хищники)

2.Зубы помогают удержать добычу.

3.Чтобы пережёвывать пищу.

4.Чтобы ввести яд (змеи).

5. Красиво улыбаться (человек)




Зубы бывают.

  • Резцы
  • Клыки
  • Коренные зубы.
  • Молочные зубы

Постоянные зубы

  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы

Это интересно…

  • Щенок рождается беззубым: первые резцы, а затем и клыки появляются в возрасте 3-4 недель, сначала в верхней, а затем в нижней челюсти. В возрасте 2-4 месяца вырастают молочные резцы. По мере того как увеличиваются межчелюстные кости и кости нижней челюсти, между молочными резцами появляется просвет. Молочные резцы меняются с двухмесячного возраста. Молочные клыки сменяются постоянными в возрасте 4,5-6 месяцев. У 6-7 месячных щенков нередко видны одновременно молочные и постоянные клыки. Таким образом, у восьмимесячного щенка уже имеются все постоянные зубы.

характерная зубная формула собаки:

42 зуба:

12 резцов, 4 клыка, 2 ложнокоренных и

24 коренных.



Начертите в тетради таблицу.


По разнообразию кормов, которые поедает медведь, его можно причислить к всеядным животным, хотя по строению зубов это типичный хищник. Животный корм в жизни медведя имеет второстепенное значение. В основном же он питается растительными продуктами, охотно ест различные лесные ягоды: чернику, бруснику, клюкву, малину.

Проверим вашу работу

Плотоядные

Хищники

Травоядные

Всеядные

1 медведь

2 китовые вши


Что получают все живые организмы с пищей?

Ответ: Питательные, органические вещества.

Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом.



Проверим ещё раз вашу работу

Плотоядные

Хищники

Травоядные

Всеядные

1 медведь

2 человек

2 китовые вши


Собери в тетради схему пищеварения

Усвоение питательных

веществ организмом

Пища

Удаление непереварившихся

остатков


Пища

Усвоение питательных

веществ организмом

Удаление непереварившихся

остатков





  • 1. Какие группы животных по способу питания вы знаете?
  • 2. Есть ли животные которым нужна ваша забота, охрана.
  • 3.Что необходимо животным для жизни?
  • 4. Чем связаны животные и растения в природе?

  • § 17.
  • Стр. 88 выполни задание в тетради.


Работа в парах 1. Как питаются грызуны? 2. Как питаются хищники? 3. Как питается змея? 4. Как питается паук? 5. Как питаются бабочки, мухи, комары? 6. Как питается речной рак? 7. Как питается большой прудовик? 8. Как питается синий кит? 9. Как питается человек? 3


Как питаются разные животные. Название животного Способ питания Приспособления Белки, мыши Перетирание грубой растительной пищи Зубы постоянно стачиваются и растут Хищники (кошка)Захватывают добычу Зубы Змея Заглатывает добычу целиком Зубы помогают ввести яд в организм жертвы Паук Умерщвляет добычу, впрыскивая яд Ловчая сеть, в которую попадает добыча Бабочки, мухи, комары Всасывание жидкой пищи Хоботок Речной рак Захватывает и измельчает пищу Клешни, ногочелюсти, челюсти Большой прудовик Соскребает мягкие части растений Язык, покрытый рядами зубчиков Синий кит Процеживает воду, питаясь мелкими водными рачками Ротовые пластинки- китовый ус 4
















Вывод: Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом. Не переварившиеся остатки из организма удаляются. Питательные вещества расходуются на построение тела и получение энергии. Чем больше двигается животное или человек, тем больше ему нужно пищи. 13